Конспект лекции: Школы менеджмента и современные тенденции в управлении



1. Школа научного управления (1885-1920), основатель Ф.Тейлор. Исследовалось управление производством. Были разработаны методы научной организации труда, для повышения эффективности организации на неуправленческом уровне. Четко разработаны и стандартизированы рабочие операции, инструменты. Были введены нормирование, стимулирование труда, научный подход к расстановке кадров.

2. Административная (классическая) школа (1920-1950), основатель А.Файоль. - создание универсальных принципов управления, выполнение которых приводит к успеху: разработка рациональной системы управления организацией, построение структуры организации и управление работниками. Основатель выделил основные функции управления, и разработал 14 принципов:

  • - разделение труда,
  • - полномочия и ответственность,
  • - дисциплина,
  • - единоначалие,
  • - единство направлений,
  • - подчиненность личных интересов общим,
  • - вознаграждение персонала,
  • - централизация,
  • - скалярная цепь (иерархия),
  • - порядок,
  • - справедливость,
  • - стабильность рабочего места для персонала,
  • - инициатива,
  • - корпоративный дух.

3. Школы: человеческих отношений (1930-1950) и Поведенческих наук (1950-1995). Идея школ в том, что при большей заботе и внимании к работникам, уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда. Э.Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата, не всегда вели к повышению производительности. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

4. Современные тенденции в управлении связаны со Школой науки управления (1950-по настоящее время), формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами, количественными значениями.

Новая система взглядов на управление предприятием включает:

  • - децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов;
  • - переход к полицентрической системе управления;
  • - управление организациями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов;
  • - самоуправление организации негосударственного сектора, как открытых, социально-ориентированных систем.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.