Конспект лекции: Основные школы в макроэкономике



В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики.

1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость. Решающее значение имеет совокупный спрос, государство, воздействуя на совокупный спрос, может обеспечить полную занятость, проводя антиинфляционную политику.

2. Монетаристы во главе с М. Фридменом решающее значение в воздействии государства на экономику отводят управлению денежной массой, исходя из того, что предложение денег должно быть равно спросу на них. При устойчивости денежной системы рыночный экономический механизм обеспечит полное и эффективное использование ресурсов.

3. Теория экономики предложения (Дж.Мут, А.Лаффер и др.) исходит из того, что рост совокупного предложения вызывает рост доходов и совокупного спроса. Поэтому политика стимулирования спроса порождает инфляцию. Для стимулирования предложения главным образом необходимо снизить предельный уровень налоговой ставки (на производителя).

4. Теория рациональных ожиданий (новая классическая школа) (Р.Лукас, Н. Уоллес и др.) рассматривает как активный фактор макроэкономики ожидания агентов. Эти ожидания могут быть адаптивными, в соответствии с которыми, рыночные агенты опираются в своих решениях на события, имевшие место в прошлом, и рациональными. В соответствии с последними, рыночные агенты имеют возможность пользоваться всей доступной информацией, понимают как ведет себя экономическая система и способны принимать оптимальные решения. Они могут предвидеть последствия принимаемых правительством решений и нейтрализовать их, если эти решения противоречат их интересам. Предполагается, что если агенты и ошибаются, то они способны корректировать, с учетом опыта, свои оценки и поведение.

5. Новая институциональная теория (Р.Коуз, Д.Норт, Дж.Бьюкенен, и др.) исходят из того, что индивидуальный выбор, как основа принятия решений на рынке совершается индивидами при неполной информации в рамках действующих институтов (правил, ограничивающих поведение экономических агентов). Совокупность основополагающих социальных, политических, юридических правил образуют институционную среду, которая определяет развитие экономики. Решающее значение имеют права собственности, транзакционные издержки. Четкое определение прав собственности и их защита обеспечивают эффективное распределение и использование ресурсов без вмешательства государства. Принимая политические решения, граждане совершают выбор, прежде всего относительно объема и структуры общественных благ. Чем значительнее их объем, тем больше налоговое бремя. В условиях преобладающей демократии у политиков имеются значительные возможности манипулировать мнением избирателей, используя группы давления, лоббизм, политическую ренту и др. Вывод: чем масштабнее вмешательство в экономику, тем выгоднее меньшинству; чем развитее рыночная конкуренция, тем выгоднее большинству избирателей.

6. Неолибералы (В.Ойкен) выделяют два идеальных типа хозяйства - централизованно управляемое и меновое. Централизованная экономика заведомо неэффективна, так как центральный регулирующий орган не располагает надежной информацией и инструментами для воздействия на экономику. Меновая (рыночная) экономика порождает монополию, чрезмерную дифференциацию доходов и др. Поэтому государство должно защищать конкуренцию проводя «политику конкурентного рыночного порядка». Применительно к странам с переходной экономикой это означает, что государство должно целенаправленно формировать конкурентную экономику, рыночную инфраструктуру, проводя в то же время действенную социальную политику.


Суть лоббизма в политическом предпринимательстве


Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.