Конспект лекции: Монополистическая конкуренция



В современных условиях преобладает рынок монополистической конкуренции, который характеризуется следующими признаками:

  • - фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различия могут касаться как качественных свойств продукта, услуг и условий, связанных с его продажей и размещением, так и мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков);
  • - каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет ограниченный контроль над ценой;
  • - в то же время тайный сговор относительно цены и объемов выпуска между десятками фирм практически невозможен;
  • - вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко (эффект масштаба и требующийся капитал невелики);
  • - преобладает неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция предполагает соединение признаков монополии и конкуренции. Ее монопольная власть основана на дифференциации продукта и способности контролировать его цену, но наличие многих производителей аналогичных товаров и отсутствие барьеров для входа в отрасль обеспечивают существование конкурентной среды.

Модель монопольного конкурента определяется отрицательным наклоном кривой спроса на его продукт, степень эластичности спроса зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта. Краткосрочное равновесие монопольного конкурента MR=МС. Цена Р превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль (площадь заштрихованного прямоугольника).

В долгосрочный период данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм, что приведет к снижению объемов выпуска данного продукта одной фирмой и нулевой прибыли.

Эффективна ли монопольная конкуренция? Фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. Избытки мощности - это плата за дифференциацию продукта. Монополистический конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объемов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу, что также ведет к его удорожанию. Наличие резервных мощностей свидетельствует о меньшей в сравнении с чистой конкуренцией эффективности, а более высокая цена уменьшает благосостояние потребителей.

С другой стороны, для сохранения своих конкурентных позиций фирмы вынуждены регулярно совершенствовать свой продукт и быть готовыми быстро увеличить объем выпуска при всплеске спроса на свою продукцию. Широчайший ассортимент товаров.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.