Конспект лекции: Олигополия



Промежуточным, между чистой монополией и монополистической конкуренцией, типом рынка является рынок олигополии.

Олигополия – рыночная структура, когда в отрасли доминирует небольшое число продавцов, а вход на рынок для новых продавцов затруднен или невозможен. Ценовое лидерство – отличительный признак олигополистического рынка - мировые рынки автомобилей, сложной бытовой техники, электроники и некоторые другие, где доминируют всего по 5-6 фирм.

Признаки:

  • - Немногочисленность фирм в отрасли;
  • - Продукт может быть как стандартизованным (сталь, тех.спирт), так и дифференцированным (автомобили);
  • - Существование барьеров для вступления в отрасль, которая связана прежде всего с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб; другие барьеры: владение патентами (в наукоемких отраслях), контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе, производстве сигарет и прохладительных напитков).
  • - Всеобщая взаимозависимость. Так как число фирм, работающих в отрасли, мало, то каждая из них при формировании своей рыночной стратегии должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Эта черта является уникальным свойством олигополии.

Цены при олигополии изменяются реже, чем на других рынках. Жесткость цен порождает ломаную кривую спроса, которая «ломается» в точке преобладающей цены Р*.

Если фирма поднимет цену выше Р*, то другие фирмы не последуют за ней, так как потеряют свою долю продаж на рынке вследствие эластичности спроса на продукт. Однако при установлении фирмой цены ниже Р*, конкуренты-олигополисты последуют за ней.

Кривая предельного дохода фирмы имеет разрыв вследствие ломаной кривой спроса, предельные издержки фирмы могут меняться при одной и той же цене и выпуске продукта.

Основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Желание одной фирмы вытеснить конкурента с рынка путем снижения цены на продукт может принять форму ценовой войны (это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами, до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет =0.) Потребители выиграют, а производители проиграют. Но ценовые войны недолговечны, так как невыгодны производителям.

С целью максимизации прибыли олигополистические фирмы пытаются вступить между собой в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки, избегая ценовых войн – кооперативное поведение. Наиболее простой формой тайного сговора является картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Определяя объемы выпуска, картель, подобно чистой монополии, определяет и цену продукта (ОПЕК).

Чаще всего встречаются не оформленные соглашения типа картеля, а молчаливая договоренность или рыночная стратегия, называема «лидерство в ценах». Одна фирма, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, максимизируя собственные прибыли (МР=МС), остальные фирмы назначают ту же цену. Как правило, лидер цен заблаговременно информирует своих конкурентов о предстоящем изменении цены.

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс», когда сначала рассчитывается средний уровень переменных издержек (с учетом 75-80% - загрузки производственных мощностей), затем к рассчитанной величине прибавляется определенный процент, включающий средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Чем выше эластичность, тем ниже процент надбавки.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.