Конспект лекции: Имидж руководителя и его типологии



Результативность действий руководителя зависит не только от личных качеств, но и от того, каким его воспринимает его окружение (ближнее и дальнее) - от имиджа руководителя.

Имидж - это сформировавшийся у подчинённых и окружающих в целом устойчивый, преимущественно эмоциональный, оценочный (целостный) образ руководителя, имеющий характер стереотипа.

Имидж - разновидность стереотипа.

Классификация имиджей.

1. По критерию значимости имиджи делятся на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные).

2. Личный и профессиональный:

  • - Личный - мнение о человеке с точки зрения персональных характеристик, не касающихся профессиональной деятельности (эмоциональные качества, темперамент и т.д.);
  • - Профессиональный - складывается по сфере деятельности и успехам/неудачам в этой сфере.

На начальных этапах, как правило, личный имидж важнее профессионального. Он также важен для руководителей высшего звена или людей, сомневаться в профессиональной подготовке которых не приходится. Если личный имидж очень хороший, то руководителю прощается очень многое (в том числе профессиональная некомпетентность).

Профессиональный и деловой имидж не следует смешивать: профессионально человек может быть очень хорошо подготовлен, но исходя из каких-либо собственных интересов делу не способствует.

Если же личный имидж негативен, то даже профессиональные успехи и заслуги лидера (руководителя) приписываются другим факторам (внешним обстоятельствам, заместителям и проч.)

3. По видам деятельности или элементам внешней среды - по источникам формирования:

  • - Средовой имидж - устойчивое мнение, которое складывается о руководителе по его окружающий среде (обстановке кабинета, автомобиль, секретарша, окружение и т.д.). Этот имидж очень важен особенно при не слишком частых встречах руководителей высшего звена (либо при первом контакте). Для позитивного воздействия на окружающих показатели средового имиджа должны быть немного выше тех, которые принято считать средними в данной сфере.
  • - Габаритный - складывается на основе внешнего вида человека, от его телосложения (места, которое он занимает в пространстве), от габаритов. Высокий (или крупный в целом) человек вызывает большее уважение (при прочих равных). Разумеется, первое впечатление не характеризует в целом человека. Заметно также и обратное - влияние статуса на восприятие внешнего вида.
  • - Предметный (продуктный, овеществлённый имидж) - устойчивое мнение, которое складывается о человеке по продуктам его деловой деятельности. Если это представитель фирмы или компании, создающей материальные ценности, то оценка происходит по продукции, производимой данной фирмы. На имидж также влияет отношение к делопроизводству (особенно некачественное его ведение), привычкам, традициям делового оборота (особое внимание - деловая переписка).
  • - Вербальный имидж - устойчивое мнение, которое складывается о человеке на основе речи (собственно вербальной и паравербальной информации). Прежде всего оценивается интеллект человека.

4. Кинестический (кинестетический, кинетический) имидж. Кинестика - особый язык, проявляющийся в походке, положении тела, частей тела, жестов и т.д. Правила для формирования кинестического имиджа:

  • - Необходимо блокировать негативную кинестику;
  • - Критически анализировать себя и совершенствовать кинестику.

У многих людей проявляется негативная кинестика. Недостатки кинестетического имиджа трудно выявить и довести до собственного сознания: о них, как правило, не говорят из соображений тактичности.

5. Поведенческий имидж - устойчивое мнение, складывающееся о человеке на основе особенностей его поведения, этикета. Сюда входят такие элементы, которые часто относят к личной культуре или "воспитанности": пропускать женщин перед собой в дверь, помочь донести сумку; корректность, умение слушать, уважительное отношение к собеседнику и т.д.

6. Деловой имидж - устойчивое мнение, складывающееся о человеке по его делам, реальным поступкам.

Все виды имиджа так или иначе взаимосвязаны между собой, их все следует учитывать. С другой стороны, знание этих видов имиджей позволяет более адекватно реагировать на людей.


Продажа и производство гибкой упаковки в ТПК АртПласт. Заказывайте скорее!


Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.