Конспект лекции: Система административной юстиции в конце XIX - начале XX века
Исторически сложилось, что институт административной юстиции развивался, прежде всего, как институт административного контроля над действиями администрации. В дореволюционной России система административной юстиции слагалась из двух звеньев.
1. Смешанные губернские присутствия. Они рассматривали ограниченный круг административных дел, например, налоговые, горнозаводские, крестьянские, о воинской повинности, о дорожной повинности, о нарушении полицейских постановлений. Присутствия были весьма многочисленными, создавались по 10-14 на каждую губернию. Создавались они не по четкой схеме, а в силу необходимости. Другим недостатком являлось то, что при рассмотрении дел отсутствовал процессуальный порядок.
2. Первый департамент правительствующего Сената. Функционально он являлся судом, а в организационном плане был структурой государственной администрации. В основном первый департамент рассматривал дела в качестве второй инстанции, но поскольку не во всех территориальных единицах и областях управления существовали присутствия, то Сенат мог рассматривать дела и по первой инстанции.
Члены департамента, сенаторы назначались государем из числа особ первых трех классов. Для назначения не требовалось юридического образования и стажа работы по специальности. Процессуальный порядок так же, как и в присутствиях не применялся. Вместо этого дела рассматривались не гласно, письменно. Рассмотрение дела требовало обязательного присутствия представителя заинтересованного министерства, которому наравне с судьями принадлежала право решающего голоса по делу.
Некоторые изменения в отношении департамента произошли в 1860-ых годах. В соответствии с положением о губернских и земских сельских учреждениях от 1-го января 1864 г. Сенат стал посредником в судебно-административных спорах между земскими представительными учреждениями и государственной администрацией. Первый департамент Сената принимал к рассмотрению жалобы на неправомерные административные акты.
В соответствии с судебными уставами от 20-го ноября того же 1864 г. были созданы кассационные департаменты Сената, если они рассматривали дела, руководствуясь буржуазными принципами судопроизводства, то первый департамент по-прежнему рассматривал дела в канцелярском порядке.
Вопрос о реформе первого департамента Сената был поднят только в период первой русской революции в 1905 г. Было создано особое совещание для пересмотра действующего учреждения правительствующего Сената. В течение 12 лет особое совещание обсуждало различные предложения о реформе, и только в канун февральской революции первый департамент был реформирован и в организационном плане приблизился к кассационным департаментам Сената.
В соответствии с законом от 26-го декабря 1916 г. «О некоторых изменениях в устройстве и в порядке производства дела правительствующего Сената» было закреплено: несменяемость сенаторов, состязательность, непосредственность, гласность процесса. На первый департамент Сената были возложены функции высшего административного суда, в судебных округах введены должности административных судей с четко определенной подведомственностью. Временное правительство также пыталось создать законченную систему административной юстиции. Была образована особая комиссия по составлению проекта основных законов. В соответствии с проектом власть судебная по делам административным принадлежала административным судьям, окружным судам, правительствующему Сенату.
13-го марта 1917 г. было принято положение, в соответствии с которым для разрешения административных дел в губернии или области образовывались особые административные отделения в составе окружных судов. При рассмотрении протестов и жалоб административный суд должен был руководствоваться уставом гражданского судопроизводства 1864 г. Статус Сената данным положением не затрагивался.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.