Конспект лекции: Сущность служебной деятельности



Сущность служебной деятельности:

  • 1. Служебная деятельность – это деятельность умственная, а не физическая.
  • 2. Служащие в отличие от рабочих не создают непосредственно материальных ценностей, хотя обеспечивают условия для этого. В СССР служащих записали в дармоеды, ибо они только расходовали, т.к. не работали лопатой и т.д. Труд умственный и физический неразрывно связаны, ибо нужно организовывать деятельность, а кто-то должен ее выполнять.
  • 3. Служебная деятельность связана с работой с информацией. Информация является основным средством такого труда. Вся деятельность служащего связана со сбором информации, ее анализе, с сообщением ее другим лицам, контролем за реализацией информационных посылов и т.д. У информации должен быть потребитель. Служба – это всегда работа с людьми, она направлена на воздействие человека, на его социальные и биологические свойства и качества.
  • 4. Служебная деятельность в отличие от деятельности рабочей связана с обязательным замещением должности. Должность – комплекс прав, обязанностей и ответственности, т.е. она определяет его границы.
  • 5. Деятельность эта постоянная. Нельзя служить 1 раз.
  • 6. Деятельность должна быть оплачиваемой.

Нормативное определение государственной службы сводится к узкому подходу понимания государственной служебной деятельности. Дело в том, что в теории существует как узкий подход, так и широкий. Широкий подход характеризуется тем, что служебная деятельность осуществляется на государственных предприятиях, учреждениях и в иных государственных организациях, а узкая - в значении предполагает такую деятельность только в государственных органах.

Зачатки широкого подхода появились еще у Коркунова в 1914 г. Он писал, что службой государству в широком смысле можно назвать всякую деятельность на пользу государства. Советские авторы уже указывали на необходимость выделения узкого понимания государственной службы, что объективно обусловлено характером труда служащих органов управления, который отличается от характера труда служащих организаций, учреждений и предприятий.

Характер узкого подхода определяется сущностью самого государственного органа. Коркунов писал: «Государственное учреждение следует определить как организационное приспособление личных и материальных сил к осуществлению определенных актов государственной власти, не зависящих в своем осуществлении от составляющих ее личностей». Кокошкин писал, что органом государства может называться только тот, кто совершает известные юридические акты, которые считаются проявлением воли государства в праве или по крайне мере, кто участвует в совершении таких актов. Уже в советский период Ямпольская С.А. выделила в качестве специфических особенностей органа государства наличие особых функций и возможностей, которых не имеют никакие другие организации, и которые можно обозначить термином «властная сила» или «властные полномочия». Она рассматривала властное полномочие как особую форму организующей деятельности государства, складывающуюся из ряда непрерывно связанных элементов:

  • 1. Издание государством общеобязательных велений – правовых актов.
  • 2. Обеспечение их с помощью принудительной силы государства, а также мер воспитания, убеждения и поощрения.
  • 3. Материальное обеспечение их выполнения.

Другими авторами выделялись иные признаки, что государственный орган – это часть механизма государства, что они имеет территориальный масштаб деятельности, образуются в строго определенном порядке, обладают строго определенной структурой.

Сами лица, замещающие должности государственными служащими не являются.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.