Конспект лекции: Принципы государственной службы



Принципы – это критерий осознанного выбора поведения.

Два вышеуказанных ФЗ содержат принципы государственной службы. Их система в целом совпадает, но тождественными они не являются ни по порядку перечисления принципов, ни по формулировке принципов. Это обусловлено разными целями этих нормативно-правовых актов.

1. Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметом ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип является отражением конституционного принципа и состоит из двух взаимосвязанных вещей:

  • 1. Провозглашение единства системы государственной власти.
  • 2. Указывает на разграничение предметов ведения и полномочий. Система государственного управления и система государственной службы должны обладать признаками единства. Единство означает, что власть и механизмы ее осуществления распространяются на всю территорию РФ, однако это не должно расцениваться как умаление прав РФ. Способом устранения этого конфликта и является разграничение предметов ведения и полномочий. Происходит разделение государственной власти и осуществляющих ее органов по вертикали, а их совокупная компетенция охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функции государства. Это разграничение базируется на добровольном признании субъектами РФ приоритета целей и задач федерации в целом. Этот принцип стоит рассматривать во взаимосвязи с принципом единства правовых и организационных основ государственной службы, благодаря которому достигается законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

2. Принцип законности. Ямпольская определяла его как безусловное и точное соблюдение всеми органами государственной власти, должностными лицами и гражданами законов и актов государственных органов, а также гарантирование и охрана государством законных прав граждан и интересов всего народа. Другие авторы выделяют и иные требования, вытекающие из этого принципа, например, претворение актов в жизнь законными средствами, требование соподчиненности актов государственного управления, одинаковое толкование и применение правовых норм всеми государственными органами и должностными лицами. Требование четкого отражения в правовых нормах объективных потребностей общественного развития и целесообразного с учетом конкретных обстоятельств использования законодательства.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Обязанность государственных служащих признавать, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина (так было раньше). В настоящей редакции указывается на непосредственное действие и обязательность их признания, соблюдения и защиты. Он является отражением конституционного положения, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Не допускается дискриминация, не означает фактического равного доступа, а лишь правовое, поэтому обоснованным является установление требований к кандидатам на государственную службу, обусловленных интересами службы.

5. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

6. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (принцип гласности). Старилов указывал, что реализация этого принципа, прежде всего, должна благоприятно повлиять на общественное мнение, а с другой стороны, под воздействием общественного мнения должна улучшиться работа государственного аппарата. Гурне писал: «Поводы, чтобы быть недовольными чиновниками: разгильдяйство, безответственность, паразитизм и неэффективность работы».

7. Принцип профессионализма и компетенции государственных служащих. Овсянка считал, что профессионализм - это исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, постоянно и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника и, следовательно, профессионализм, рассматривается как стимул расширения и повышения знаний, накопления опыта, развития организаторских способностей, а также высокого уровня служебной и исполнительской дисциплины. Бахрах предлагает включать компетентность в качестве первого элемента профессионализма, т.к. компетентность - это знание работником дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков и система повышения квалификации. По мнению автора, такими же элементами являются регулярное выполнение своих функций, стабильность служебных отношений, регулярное получение оплаты за труд (не ниже заранее обусловленных пределов), лояльность государственного служащего к работодателю, ответственность за неисполнение служебных обязанностей, а также за качество подготовленных решений. Старилов предлагает рассматривать принципы с 2-ух позиций:

  • 1. Как исполнение обязанностей на профессиональной основе.
  • 2. Как качественное их осуществление.

Компетентность в отличие от профессионализма, по его мнению, понятие динамическое и представляет собой практическую реализацию профессиональных способностей и деловых качеств работника. Компетентность производна от компетенции. В результате чего можно говорить об обладании государственным служащим знаниями о предмете конкретной государственно-служебной деятельности. Его действия в рамках такой деятельности должны соответствовать пределам его полномочий, в результате можно говорить о компетентности, как о праве и способности практически осуществлять должностные полномочия. В любом случае, рассматриваемый принцип содержит указания на необходимость обладания государственным служащим достаточным уровнем образования, практических навыков, способностей и определенных личностных качеств в пределах, необходимых для осуществления должностных полномочий на самом высоком качественном уровне и в строгом соответствии с пределами полномочий.

8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность со стороны как государственных органов и их должностных лиц, так ФЛ и ЮЛ.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.