Конспект лекции: Источники правового регулирования предпринимательской деятельности



Понятие источник права существует в материальном смысле – сила, создающая право, под которой следует понимать гос власть, которая реагирует на потребности власти и в формальном смысле – форма выражения повелений государственной власти, внешняя форма выражения права.

Большую часть источников права составляют нормативно-правовые акты (НПА), а также принципы и нормы международного права, МД, обычаи оборота, Конституция, ФКЗ, ФЗ, подзаконные акты: указы Президента, постановления Правительства.

Дуализм частного права – в континентальной системе частного права традиционно разделение на две основные ветви: гражданское и торговое право. Такое разделение проявляется в наличии двух кодифицированных актов: ГК и Торгового кодекса, но при этом сложно сказать, что торговое право является равноправным отрасли гражданского права. Обычно торговый кодекс не имеет общей части и содержит только специальные правила, регулирующие торговую или коммерческую деятельность. Недостаток общих норм в торговом праве восполняется гражданским правом (Германия, Франция – есть два кодифицированных акта, родоначальницей разделения была Италия, но в 1942 г именно она отказалась от такого разделения, и соединила нормы в одно).

Все нормативные источники, регулирующие предпринимательскую деятельность (ПД), условно можно разделить на несколько уровней.

1. Федеральный уровень – Конституция РФ (ст.8, 34, нужно знать различие высшей юридической силы и прямой юридической силы), ФКЗ, ФЗ – с примерами, чем отличаются; подзаконные НПА (указы Президента в соответствии со ст.80 определяют основные направления внутренней и внешней политики государства, что дает Президенту полномочия издавать указы по широкому кругу вопросов, при этом он не связан выбором тех вопросов, по которым будут издаваться соответствующие указы), постановления Правительства и акты министерств принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих большую юридическую силу (знать порядок опубликования нормативных актов). Ст.71 КРФ определяет ведение РФ и относит к нему установление основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основу ценовой политики, также к исключительному ведению относится судоустройство, гражданское, гражданско – процессуальное и арбитражно – процессуальное законодательство.

2. Субъекты Федерации – ст.72, 73 КРФ, определяющие, что к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, административное, трудовое, семейное, жилищное и т.д. законодательство (КоАП Томской области – гл.11 – ПД, Закон Томской области о приватизации государственного имущества).

3. Муниципальный уровень.

4. Локальный уровень – весь локальный массив не является однородным, локальные акты распадаются на нормативные (неоднократное применение, неперсонифицированность) и индивидуальные. Признаки локальных актов предпринимательской деятельности: издаются самими субъектами ПД для решения своих внутренних вопросов; подзаконные по своей сути, занимают низшую ступень в иерархии по юридической силе и должны не противоречить всем актам, которые имеют большую юридическую силу; локальный нормативный акт как источник предпринимательской деятельности территориально не привязан к субъекту, его издавшему (устав, правовое положение совета директоров) – это проявляется в том, что сфера применения данного локального акта определяется членством в данном ЮЛ, а также участие в его органах управления.

Решения собраний – в соответствии с изменениями ГК права и обязанности возникают из договоров, а также решений собраний, т.е. введено новое основание возникновения прав и обязанностей. Данное изменение разрешило дискуссию относительно правовой природы решений собраний (сделка или это иные действия граждан и ЮЛ). Дополнения были внесены в ст.12 ГК, в перечень способов защиты прав включено признание недействительным решения собрания. Таким образом, решение собраний может приводить к тому, что возникает локальный акт (устав), но и может носить индивидуальный характер (назначение на должность).

Ст.5 ГК называется обычаи – это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо оттого, зафиксировано оно в каком-то документе или нет. Данное изменение внесено вместе с концепцией и сфера применения обычая расширена.

Признаки обычая делового оборота:

  • 1. Устойчивость правила поведения – длительное применение этого правила.
  • 2. Широта применения правила – известность правила поведения всем или большинству участников хозяйственной деятельности.
  • 3. Отсутствие нормативного закрепления.
  • 4. Применение в сфере предпринимательской деятельности.

П.3 ст.27 Международного арбитража закрепляет, что во всех случаях суд принимает решение с учетом закона и торгового обычая + ст.15 Закона о торгово – промышленных палатах.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.