Конспект лекции: Творчество как источник развития культуры



Творчество выступает как особая духовная деятельность, направленная на создание принципиально нового, никогда ранее не существовавшего. Социодуховный мир художника необходимо исследовать не только с точки зрения тех духовных состояний, которые он переживает в момент творчества, и влияния факторов, определяющих его авторскую позицию, но и с точки зрения того, что побуждает и заставляет его творить.

Поскольку творчество является, прежде всего, деятельностью следует говорить также о системе потребностей и способностей художника. И действительно, что заставляет его творить и страдать, чувствовать постоянное недовольство и собой, и результатом своего труда. Причиной этой неудовлетворенности художника созданным произведением искусства является несовпадение его формальной стороны (звукоряда, найденных слов, красок, изобразительных форм) внутреннему замыслу, тому, что возникло в процессе божественного откровения и трудно поддается передаче с помощью изобразительных средств искусства. Потому Тютчев и говорил «мысль изреченная есть ложь», поскольку тот замысел, который возникает во внутреннем мире и авторском сознании, искажается под влиянием изобразительных форм. Можно сказать, что художник, пытаясь найти форму, объективно отражающую замысел произведения, преодолевает сопротивление изобразительных форм. Писатель, поэт испытывает сопротивление языка, его словарного состава и законов, музыкант – законов звуковой гармонии, художник – законов светотени. Эти законы устанавливают пределы творчеству человека. При этом далеко не всегда у человека хватает сил преодолеть сопротивление. Поэтому художественный талант неразрывно связан с художественным мастерством, которое позволяет найти консенсус между законами изобразительно-выразительных средств и замыслом художника. Взаимосвязь замысла и формы может быть органично ( «мгновенье и стихи свободно потекут» А. С. Пушкин). В этом случае художественное творчество интуитивно. В других случаях, оно может быть рационально-логичным. Эту разницу между интуитивным и рационально-логичным творчеством отразил А. С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери». Моцарт – тип интуитивного художника, который сознательно не творит, а продукты его творчества рождаются под влияние интуиции и вдохновения. Сальери же типичный рациональный художник, для которого творчество – это «математика».

Несмотря на трудности и муки творчества истинный художник не может не творить. Стремление к творчеству, потребность в этом особом духовном состоянии выступает фундаментом его духовного мира.

По мысли В. А. Солоухина, «в творческой одержимости есть что-то от одержимости физиологической, когда ради одного свидания с любимым или любимой иногда рискуют не только положением или состоянием, но и жизнью». Эта творческая одержимость, стремление к творчеству, поиск божественного откровения и обуславливает стремление художника к творчеству, которое дает творческой личности свободу и гармонию материального и духовного. Но для того, чтобы творить художник должен быть, прежде всего, духовной личностью, способной увидеть, глубоко личностно прочувствовать красоту и гармонию окружающего мира и передать пережитый опыт другим людям. Для этого истинный художник должен обладать особой чувствительностью к прекрасному. В. А. Солоухин считал, что настоящий художник, творец «всегда немножко ребенок. Он смотрит на мир огромными, широко раскрытыми глазами, взглядом стихийно-мудрым в силу дарованного художнику таланта, но более всего – взглядом восторженно-наивным». Е. И. Рерих, говоря о социодуховном мире художника, указывает на необходимости формирования «Открытого сознания», освобожденного от всех предрассудков, предвзятых и навязанных понятий. Для этого необходимо «знакомиться с историей развития творческой мысли человечества, развитие своей мысли, творчества, одухотворенного чистыми устремлениями, порожденного самостью, верой в собственные силы и оптимизмом».

Процесс творчества синтетичен с точки зрения гносеологической. На первом этапе творчества, когда создается художественный замысел, творец находится во власти интуиции, сложных переживаний, а потому на первый план выходят иррациональные, подсознательные механизмы. На втором же этапе творчества, когда художественный замысел кристаллизируется в художественной форме, важным будет рационально-логическое познание, хотя элементы интуиции присутствуют и здесь. Часто необходимая форма приходит художнику не в процессе рационально-логической поисковой деятельности, а под влиянием внешнего мира, когда пение птицы, шелест камышей или гудок парохода могут подсказать правильную художественную форму. В силу совмещения рациональных и иррациональных механизмов познания, художнику необходимы синтетические способности. Успех воплощения творческого замысла в значительной мере зависит от регулятивно-базисного основания, координирующего в процессе деятельности замену тех или иных способностей субъекта. Поскольку творческий процесс предполагает этапы интеллектуального осмысления, решения поисковой проблемы и материализации результатов поиска, то способности, благодаря которым реализуются эти этапы, могут быть разделены на интеллектуальные и духовно-практические. Интеллектуальные способности обеспечивают продуктивную сторону творческой деятельности (формирование проблемы, системы поиска ее решения, создание идеальной модели предполагаемого результата). Способности духовно-практической группы имеют предметом социализацию полученного результат в формах человеческой культуры в различных ее видах, формах, жанрах. Таким образом, творчество выступает как особый синтетический акт, в который вовлекаются не только духовные, но и практические компоненты деятельности, все силы, способности, дарования человека.

Благодаря этой синтетической способности художник способен к целостному саморазвитию, когда его талант не замыкается какой-либо узкопрофессиональной деятельностью, а становится активным во многих сферах деятельности. Не случайно замечательные ученые, писатели, художники, композиторы вошли в историю как люди, проявившие себя во многих областях, видах и жанрах искусства. Например, Леонардо да Винчи известен не только как художник, но и скульптор, поэт, музыкант, изобретатель.

Творчество как особая синтетическая духовная деятельность неотделима и от самопознания, которое открывает новое, неизведанное не только в окружающем мире, но и в самой личности творца. В творческом акте художник не только копирует окружающий мир, но пропуская его через свою душу, по сути актуализирует свои внутренние эмоции, переживания, состояния. Как тут не вспомнить Н. В. Гоголя о том, что герои его произведений – это материальная проекция его души. В творчестве художник ищет возможность приблизиться и наиболее полно реализовать свое истинное «Я». Поэтому мотивами творчества часто становятся сильные духовные переживания творца, стремление избавления от которых он заставляет вторить. Не случайно Стендаль говорил о том, что искусству нужны люди достаточно несчастные. Невроз сильного эмоционального потрясения может быть той причиной, которая концентрирует чувственную энергию в произведение искусства. В этом случае творчество лечит и освобождает духовный мир творца от деструктивных, эмоциональных переживаний.

Таким образом, духовная природа художника заключается в его духовности, способности пережить мировую красоту и гармонию, в жажде творчества и в художественном мастерстве, как той универсальной способности, которая соединяет в единое материю и дух, давая возможность сделать пережитый духовный опыт достоянием многих людей.

Хотелось бы остановиться на том, какие качества, черты характера нужны художнику, чтобы создавать совершенные произведения искусства. Необходима открытость души и духовности. По мнению, Э. Хемингуэя «писать хорошо – значит писать правдиво. А правдивость рассказа зависит от того, насколько автор знает жизнь и насколько добросовестно работает. А как же воображение? После честности – это второе качество, необходимое художнику». Точка зрения Хемингуэя, конечно, важна для понимания тех личностных черт, которые необходимы истинному творцу. Но возникает вопрос, а как же художественное мастерство, разве оно не нужно для творческой деятельности? Разве знания жизни и интуиции достаточно? Английский изобретатель Э. Пекелис расширяет спектр необходимых личностных качеств художника: «атрибутами творческой деятельности являются интуиция, воображение, вдохновение, концентрация внимания и перевоплощения, волевая устремленность и вера в свои собственные силы». Преимущество данной точки зрения в том, что выделяется значимость в творческой деятельность таких важных черт, как воля, концентрация внимания. Близкой к данной точке зрения является мысль К. С. Станиславского о том, что «творчество – полная сосредоточенность духовной и физической природы. Оно захватывает не только слух, но все пять чувств человека. Оно захватывает, кроме того, и тело, и волю, и чувство, и память, и воображение». Точка зрения Станиславского подтверждает нашу мысль о синтетической природе творчества, в котором активизируются как духовные, так и практические таланты и способности творческой личности. И, наконец, светская эстетическая и социологическая традиция, изучавшая проблемы творческой личности в целях активизации активности светского человека, делала акцент на трудолюбии, импровизации, собранности, выдержке.

Таким образом, творческая личность должна обладать способностями, необходимыми для всех этапов творчества. На этапе создания замысла важны такие способности, как фантазия, интуиция, воображение, на этапе же реализации замысла внимание, трудолюбие, собранность и, конечно же, художественное мастерство.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.