Конспект лекции: Религия как социальный институт



Религия включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфическими действиями, религиозными учреждениями. В вероучении большинства религий содержится свод морально-этических предписаний. Следовательно религия- сложный комплекс разнородных элементов, главным из которых является верование, культ, учреждения, мораль и эмоции приобретают религиозный характер и включаются в систему явлений, связанных с верованиями. Сакральное, основанное на вере, составляет минимальный признак религии.

Религиозная вера предполагает:

  • - вера в реальное бытие сверхъестественных существ;
  • - вера в существование сверхъестественных связей между естественными явлениями;
  • - вера в сверхъестественные свойства материальных предметов.

Отличие веры от фантазий: уверенность в реальность существования сверхъестественных существ, эмоциональное отношение к сверхъестественному. Религиозный человек верит в способность сверхъестественных сил влиять на его судьбу, жизнь, стремится расположить их к себе с помощью жертвоприношений, молитв, заклинаний.

По данным сравнительного религиоведения, основными социальными функциями религии являются:

  • 1. Компенсаторная функция - призвана предохранять от злого воздействия непознанных внешних сил и научить, как избежать это воздействие, защититься, задобрить высшие силы.
  • 2. Интегративная функция - призвана объединить людей в рамках определенного мировоззрения.
  • 3. Регулирующе-контролирующая функция - проявляется в воздействие религии образ жизни, социальное поведение людей.
  • 4. Экзистенциальная функция - смыслоориентирование человека и групп, определение смыслов существования, идея спасения души.
  • 5. Политическая функция - служит освящению власти, обожествлению правителя (синтоизм, религиозная концепция русского самодержавия).
  • 6. Культуроформирующая функция - религия определяет культуру и ее традиции.

В структуру религии как социального института входит:

  • 1. Религиозное сознание, включающее учение о высшем духовном начале, зафиксированное в священной книге, эмоциональное отношение к сверхъестественному.
  • 2. Культ, поддерживающий в верующем постоянные религиозные чувства, обеспечивающего идентификацию с данной религией.
  • 3. Религиозная организация, объединяющая всех верующих и поддерживающая иерархию служители культа - масса.

Развитие религии определяет взаимосвязь процессов, связанных с формированием религиозных традиций, социальными функциями религии.

Традиционализация, она необходима после смерти основателя религиозной общины для закрепления его учения для следующих поколений. Религиозная община основана на живом восприятии харизматического лидера. Харизма предполагает набор личностных качеств, вызывающих повиновение и почитание людей. После смерти харизматического лидера необходимо установить традиции трактовки его учения и жизни. Вокруг интерпретации учения лидера происходит конфессионализация, разделение религиозной общины, церкви на разные направления. (православие- католицизм-протестанты, шииты и сунниты).

Расширение социальных функций религии за счет ее воздействия на культуру и политику происходит в процессе сакрализации. Обратный процесс, возникший в европейской цивилизации после эпохи Возрождения и связанный с пропагандой естественных наук, образования характеризует процесс секуляризации, в ходе которого происходит сужение социальных функций религии, ее отделение от науки, культуры, образования, политики.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.