Конспект лекции: Социальная природа искусства



Искусство играет важнейшую роль в функционировании и развитии общества. Под своим углом зрения, своими особыми средствами искусство исследует социальный мир, положение человека в нем и характер социальных отношений между людьми. Поэтому искусство тесно связано с социологией, которая исследует социальных законы жизни общества с точки зрения системы. И человек возникает в социологии как элемент, отражение структуры общества, его норм, ценностей, системы социальных институтов. Искусство же, напротив, обращена к индивидуальной, духовной природе личности, ее сознанию, в котором отражается социальная реальность. Таким образом, социология исследует человека через призму типического, общего, искусство же через призму особенного. Тем самым, раскрывая со своих сторон природу человека социология и искусство успешно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Социальная природа искусства и художественного творчества состоит в том, что искусство существует в обществе, служит удовлетворению его духовных потребностей, выступает как часть его духовной культуры. Искусство выполняет ряд значимых по своему социальному содержанию задач- познание человека и его мира, осмысление взаимоотношений между людьми, передача от одного поколения к другому духовного опыта познания личности и ее нравственного воспитания, определяет с помощью системы ценностей и идеалов дальнейшее развитие общества.

Проблему роли искусства в развитии общества наиболее глубоко осмысляет российско-американский социолог Пиририм Сорокин. По мысли П. Сорокина в основе социальной динамики лежат логико-значимые, культурно-ценностные системы, обусловленные двойственной природой человека как существа мыслящего и существующего и определяющие тип социокультурной суперсистемы. Если акцент делается на существование, чувственный мир человека, то общество существует на стадии сенсантной (чувственной) суперсистемы. Если же преобладает акцент на рациональную природу человека, то общество функционирует на стадии сенсативной суперсистемы. Существующие акценты определяют и систему ценностей, представления общества об истине, добре, красоте, справедливости, на которых основаны научные, этические, эстетические, религиозные взгляды, представления, идеалы. Питирим Сорокин, делая акцент на ценностный мир общества, одним из первых обосновал социальную роль искусства в этой динамической системе. Выявляя законы социальной динамики, Сорокин устанавливает взаимосвязь между явлениями общественной жизни и ценностями, смена которых, по его мнению, стала скрытым двигателем развития общества.

В культуре с наибольшей полнотой и адекватностью аккумулируются те изменения, которые в разное время происходили в других сферах общества. Даже теряя свой социальный смысл, традиции, явления культуры сохраняются в ней и служат источником для реконструкции более ранних этапов в развитии общества. Так, например, традиция печь блины на масленицу в современном обществе потеряло свой социальный смысл, но играло большую роль в системе культовых обрядов поклонения солнцу у древних славян. Культура, тем самым, сохраняя в себе достижения всех эпох в развитии общества, становится информационным полем социокультурного развития общества. Специфическая функция искусства в системе культуры – это его полуфункциональность и рефлексивность. Искусство адекватно отражает внутренние, идеально-ценностные смыслы и значения культуры. Кроме того, по мысли Л.Г. Петуховой, «искусство выполняет роль эталонно-нормативного регулятора, влияющего на поведенческие мотивации, стереотипы, систему ценностей и оценок». Эта мысль исследовательницы является достаточно глубокой, поскольку искусство (особенно литературы, кино, видео) действительно глубоко влияют на сознание человека (особенно молодежи), делая определенные типы поведения объектом для подражания. Каждое произведение искусства есть предложенная людям медитация; читатель, читая и медитирует тою святостью и мудростью или греховностью и мерзостью, которые художественно осуществились и развернулись в читаемом произведении.

Искусство во многом формирует, социализует человека, формирует с помощью системы ценностных ориентиров и идеалов его личность. Тем самым, влияя на формирование человека, искусство во многом определяет не только систему ценностей, характер и содержание культуры, но и характер общества, тот «дух эпохи», о котором в свое время говорили французские просветители. В искусстве, по мнению П. Сорокина, как в зеркале отражаются самые существенные общественные явления и события. Глубоко проникая в их природу и сущность, искусство, как «лакмусовая бумажка» не только отражает сущность общественных явлений, но и во многом прогнозирует их развитие, доводя до высшей формы самопроявления те скрытые, невидимые потенции, которые незримо существуют, но пока не проявляются в социальных фактах. Эти прогнозы искусства во многом и определяют движение общества к воплощению тех идеалов и ценностей, которые созданы искусством.

Искусство, отражая социальную реальность, становится исторической памятью человечества, свидетельством о других эпохах. В этом аспекте духовная культура выступает как система социальных кодов и значений, позволяющая проникнуть в иные концепции социальной реальности, прикоснуться к социальной памяти человечества, получить представления о жизни в другие эпохи. В этом аспекте роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, являясь “энциклопедией русской” жизни начала XIX века, отражает эту эпоху во всей ее сложности и противоречивости, роман Л.Н. Толстого “Война и мир” остается до сих пор исторически достоверным произведением о войне 1812 года. И проникая в художественный мир подобных произведений, воспринимающий искусство входит не только в авторское сознание, но и постигает эпоху, ее дух. Произведение искусства выявляет социальные проблемы и противоречия своей эпохи. Оставаясь глубоко индивидуальным, авторское восприятие эпохи становится общезначимым. Художник, выступая от своего собственного имени выступает от имени других, отражает дух эпохи. Такой глубокий социальный прорыв в постижение духа своего времени сделал М. Блок в поэме “Двенадцать”, в которой ярко отразились социльные процессы революции 1917 года. Достаточно вспомнить строки “революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг”, “мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем”, как перед нами появится вся сложная палитра социальных трансформаций того времени.

Таким образом, социальная природа искусства проявляется в том, что: во-первых оно, формируя через художественный мир на систему ценностей и идеалов человека, не только определяет его ценностный мир и поведение, но и, являясь наиболее подвижной сферой развития общества, где отражаются все общественные противоречия и проблемы, направляет развитие общдественной системы к комплексу идеалов, а во-вторых произведения искусства, входя в ценностно-значимое поле культуры аккумулируют социальный опыт человечества и отчасти прогнозируют его развитие.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.