Конспект лекции: Особенности функционирования искусства в современном обществе



Для исследования воздействия искусства как социального института на формирование системы ценностей студенчества принципиально важен выбор любимых литературных произведений, кинофильмов, литературных и киногероев. Авторские исследования и данные Института комплексных социологических исследований (Санкт-Петербург) показывают спектр наиболее любимых отечественных писателей. В.Е. Семенов, директор ИКСИ, отмечает: «Что предпочитают в сфере литературы и искусства молодые петербуржцы? Ответы на соответствующий открытый вопрос были чрезвычайно разнообразны, назывались сотни имен людей искусства, в основном из мира литературы, кино, музыки. В сфере прозы и поэзии лидировали русские авторы. На первом месте был Ф.М. Достоевский, на втором, М.А. Булгаков и на третьем - А.С. Пушкин». Авторские исследования, проведенные в Москве, включали в анкету вопросы об эстетических предпочтениях студенчества. Были выделены те же, что и в Санкт-Петербурге, «любимые писатели», только распределялись они в другом порядке. 37% опрошенных в 2006 году респондентов на открытый вопрос «Назовите ваше любимое литературное произведение» отметили роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», 17% роман Л.Н. Толстого «Война и мир», 15% роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 14% роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Л.Н. Толстого как выдающегося человека отмечают и 11-12% респондентов, опрошенных ВЦИОМ.

В авторском исследовании весной 2004-2009 года (N 3500) студентам был задан вопрос открытый вопрос: «Назовите своего любимого литературного героя и киногероя». Полученные данные были обработаны методом контент-анализа. В результате были получены следующие данные:

Любимые литературные герои классической литературы: Татьяна Ларина, Евгений Онегин, Анна Каренина, Печорин, Базаров, А. Болконский, Наташа Ростова, Раскольников, Соня Мармеладова, Князь Мышкин.

Литература советская: Профессор Преображенский, доктор Живаго, Бегемот, Коровьев, Воланд, Григорий Мелехов, Аксинья.

Современная литература: Фандорин.

Американская литература: Керри.

Киногерои: Сбежавшая невеста, Скарлет Охара («Унесенные ветром»), Вильям Вуолис, Меньшиков («Сибирский цирюльник»), Савченко («Весна на Заречной улице»), Люк («Звездные войны»), Тося («Девчата»), Катя («Москва слезам не верит»)

Анализ предпочтений студентов показывает, что среди героев, на которых ориентируется студенческая молодежь, преобладают герои русской классической и советской литературы, а также герои советского и современного российского кино. С целью выяснить, какие черты характера выбранных героев привлекают респондентов, был задан уточняющий вопрос: «Какие черты характера привлекают Вас в выбранных героях?». Полученные данные можно выстроить в следующую иерархию:

  • - мужественность, сила духа, целеустремленность; (35-38%)
  • - ум; (33%)
  • - чувство юмора;( 22%)
  • - непосредственность; (21%)
  • - доброта; (13%)

Выявленные черты характера показывают, что современного студента привлекает, прежде всего, сильная, целеустремленная личность. Примечательно, что доброта, простота, патриотизм проигрывают силе характера, целеустремленности. Важным является также и то, что признаком «сильной личности» является такое важное нравственное качество, как доброта. В условиях кризиса, этап мониторинга 2009г., самой привлекательной чертой выбранной личности становится целеустремленность (38%), непосредственность (31%), искренность (27%). Значимость этих качеств в условиях кризисного общества растет, в то время, как ценность других, важных в условиях стабильности, черт личности падает. Полученные данные подтверждает и исследование ИС РАН. Среди любимых киногероев респонденты выделили Штирлица, Рембо, Тараса Бульбу, Робина Гуда, Павла Корчагина. Эти личности отличает целеустремленность, сила характера.

Спектр антигероев тоже достаточно широк. Интересно то, что опрошенные часто мотивировали свой выбор того или иного антигероя. В целом, всех опрошенных не привлекают такие черты человека, как злость, жестокость, эгоизм. Потому среди антигероев оказались как киногерои Фреди Крюгер, Агент Смит «Матрица», так и литературные герои Плюшкин, Обломов, Мармеладов, Раскольников (не привлекает лживостью), Евгений Онегин (не нравится своим отношением к людям), и даже исторические деятели (Бен Ладен, Гитлер, Чингисхан, Лукашенко, Ющенко, Саакашвили). Часто респонденты пытаются дать определение антигероя. Так один из опрошенных студент 1 курса МВТУ им. Баумана отметил, что «антигерой- «человек, изменивший своим принципам, лжец, трус, предатель, способный на любую подлость».

Однако в исследовании механизмов социального воздействия искусства на систему ценностей важным является вопрос о том, стремятся ли в своей повседневной жизни студенты подражать выбранным героям. Чтобы выявить степень готовности к подражанию, был задан вопрос «Возникает ли у Вас желание подражать любимому герою?». Показательно, что, несмотря на то, что спектр выбранных литературных и киногероев достаточно широк, более половины опрошенных (55%) ответили отрицательно на данный вопрос, только 25% дали положительный ответ. Отмеченная закономерность показывает, что опрошенные студенты, несмотря на то, что симпатизирует отдельным литературным и киногероям, в своей жизни стремятся полагаться на собственный разум и блокировать социальное воздействие искусства и средств массовой информации. Отмеченная черта подчеркивает такую черту российской молодежной субкультуры, как независимость не только от мнения большинства, но и от молодежных СМИ и искусства, рассчитанного на студенческую аудиторию. Это приводит к тому, что искусство постепенно теряет студенчество, несмотря на то, что чтение, кино, музыка по-прежнему остаются значимыми формами досуга.

Говоря о влиянии искусства на ценностный мир молодежи, важны, как оказалось, не только герои и их черты характера, а тот спектр произведений литературы и киноискусства, которые являются наиболее любимыми для представителей студенческой молодежи. С этой целью опрошенным был задан вопрос «Назовите Ваш любимый кинофильм». Анализ данных показывает, что в целом опрошенные студенты предпочитают советские комедии и мелодрамы: «Служебный роман», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Девчата», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Покровские ворота», «Офицеры». Выбор западных фильмов тоже во многом определяется жанром. Наиболее популярными среди студенческой аудитории оказались такие картины, как «Красотка», «Унесенные ветром», «Американский пирог», «Титаник», «Троя», «Такси», «Матрица». Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что выбор опрошенных не случаен, а психологически мотивирован. Искусство в ситуации нестабильности российского общества, ситуации ценностного вакуума и общей неопределенности выполняет психотерапевтическую функцию, вселяет в людей надежду, дает заряд положительных эмоций, демонстрирует образ стабильного социума. Не случайно советские комедии и мелодрамы выходят на первый план среди любимых фильмов. С другой стороны, герои советских комедий дают современным молодым людям не только заряд веры, надежды, но призывают бороться за свое счастье путем преодоления тех трудностей, которые человек встречает на своем пути. Эта идея выражена в фильмах «Девчатах», «Москва слезам не верит», «Покровские ворота», «Офицеры». Показательно, что почти никто из опрошенных не упомянул современное российское кино, многочисленные телесериалы. Лишь немногие вспомнили фильм «Брат» и комедию «Шырли-Мырли».

Таким образом, литературы и кино, как социальные институты культуры, сохраняя свою значимость в системе досуга студенчества, продолжают выполнять функцию трансляции культурной традиции. Примечательным также является и то, что в эстетических ориентациях студенчества доминируют произведения классической литературы и советское кино, демонстрирующее на уровне символики не только образ стабильного общества, но принципиальной иной тип отношения между людьми, основанный на императиве нравственности и долга.

Важнейшей традицией, оказывающей значимое мировоззренческое влияние на формирование духовного мира и мировоззренческих ориентаций людей, выступает кино. Постепенно оно становится одним из доминирующих векторов духовного формирования личности.

Специфика кино как символической системы, формирующей мировоззрение личности, ее ориентации на определенные образцы (киногерои), направляющие процесс формирования духовного мира, определяется особенностями экранной картины мира. Кино, выступая как модель мира и общества на определенном этапе их развития, задает определенные ориентиры в восприятии реальности, вскрывает ее конфликты и противоречия, вызывая определенное ценностное отношение зрителей к изображаемому. Особенность экранного осмысления мира в кинематографе в той или иной мере связано с системой символов этнической культуры. Важно, чтобы предлагаемая зрителю экранная картина мира была национальной, созданной в данной стране и отражающей ее историю, реалии. В этом случае кино становится средством трансляции социального и духовного опыта народа, его традиций и истории. Произведения классической литературы, представленные зрителю в киноверсии, стимулируют привлечение внимания к произведению литературы. Так, рост популярности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связан с удачной экранизацией романа, точно также, как современная экранизация романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» способствовала повышению интереса к этому произведению духовной культуры.

Центральным компонентом экранной картины мира, по мнению А.Н. Мосейко, выступает идеальная модель положительного героя, который и воплощает основные черты типичного национального характера. В модели героя, его качествах, поведении в той или иной ситуации фокусируются основные параметры экранной картины мира, герои в сжатой форме отражают системы ценностей и идеалов данного общества.

В экранной картине мира, помимо героев, важны и символические системы. Символ вплетается в образную систему кино и становится важнейшим ее содержательным компонентом. Искусствовед Е. Сальникова, анализируя современное кино, фиксирует его стремление «рационально или осмысленно трансформировать ее в соответствии с какой-то психологической или эстетической установкой, системой ценностей и законов поведения» . Система символов картины мира, представленной в кино, строится вокруг категорий добра и зла, а также представлений о способах действия, в которых добро побеждает зло.

Система символов советского кинематографа, принципиально важного для духовной культуры современного российского студенчества, это не только картина мира общества стабильности, но и максимально близкая к системе символов русской этнической культуры. Постсоветский кинематограф ориентируется на принципиально иную картину мира. Советская экранная картина мира была разрушена. Поиск в эпоху перестройки и после распада СССР новых альтернатив обернулось в смене устоявшейся картины мира. «Именно столкновение разных картин мира, подчас весьма жестокое, и определяет то, какой из возможных вариантов будущего развития общества будет избран и реализован», - отмечает К.Б. Соколов. На смену «простому советскому человеку» приходит в утвердившейся в постперестроечную эпоху принципиально тип экранного героя. Анализируя символику постсоветского кино, А.Н. Мосейко создает обобщенный образ киногероя- «сильный, ловкий, беспощадный. Если даже он действует из благородных побуждений, создается жутковатое впечатление от легкости, с которой он распоряжается жизнями других людей».



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.