Конспект лекции: Фразировка вопроса как фактор трансформации общественного мнения
Вопросник – список вопросов, при помощи которых осуществляется запланированный процесс обмена сообщениями в ходе интервью или анкетирования, а сам вопрос – это высказывание исследователя (чаще всего в форме вопрошающего мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа.
Результаты общения социолога с тем, кто оказался его собеседником, зависят от 3 факторов: от самого вопроса, вариантов ответа и поведения интервьюера.
Требования к социологу-интервьюеру: максимально нейтрально произносить вопрос, никак не выражая своего отношения к сути вопроса. Сам вопрос не должен содержать оценочных слов. Когда опрашивается большое количество людей, опрос должен проходить в сжатые сроки, чтобы снять влияние возможных изменений в общей социополитической обстановке.
Вопросы должны быть короткими, по существу дела, слова - простыми, без эмоциональной окраски. Вопросы должны включать все альтернативы. Если вариантов много, лучше дать прочитать, потому что трудно удержать в памяти.
Вопросы:
- - Открытые – сам формирует ответ. Припомнить и сформулировать нечто. Почему? Как?
- - Закрытые – выбирает из вариантов. Вопрос предлагает респонденту узнать нечто. Цифры или «да»/«нет».
- - Полуоткрытые – выбираем и пишем своё.
- - Важная характеристика – «затрудняюсь ответить». Предоставляем право выбора, не высказываться.
- - Омнибус – вопросы разных тематик в одном опросе.
Сам опросник должен состоять из: «легенды», содержательной части и социально-демографических характеристик самого опрашиваемого.
«Легенда» - приветствие, представление анкетёра-интервьюера (показываем документы), объяснение, почему выбор пал на этого человека и получение согласия на сбор данных. Здесь рассказываем про цель исследования. Обращение к респонденту показывает равноправие участников и организаторов опроса.
Претензии критиков практики опроса:
- - вопрос задается людям, которые не имеют представления о предмете опроса;
- - нет различия между людьми, которые дают первый попавшийся ответ и теми, кто тщательно думает;
- - вопрос не понятен и каждый понимает его по-своему;
- - в «да» и «нет» втискиваются ответы на многие проблемы дня;
- - опросы не выходят на причины мнений;
- - не учитывается интенсивность выражения мнений.
Концепция «пятичленка» или «пятикратная». План анкеты принят в 1938 Гэллапом:
- 1. Вопрос на информативность. Вопросы-фильтры. Узнаём, имеет ли представление человек о проблеме.
- 2. Тем, кто в курсе, задаём уточняющие вопросы. Открытые вопросы или свободное высказывание по проблеме.
- 3. Дихотомичные вопросы или выбор из альтернатив.
- 4. Вопрос, выясняющий, почему респондент думает именно так (открытые и закрытые)
- 5. Вопрос, выясняющий твёрдость убеждений.
40% вопросов социально-демографические (пол, возраст), 60% - содержательные.
СМИ пренебрегают этими правилами с целью манипуляции общественным мнением: наводящие вопросы, варианты с стиле «за хорошее» и «за плохое».
40 минут – оптимальное время, человек не теряет интерес к теме. И 14 дней на проведение.
У Гэллапа следующие группировки населения:
- - по месту жительства;
- - по размеру населённого пункта;
- - по уровню дохода;
- - по возрасту;
- - по уровню образования;
- - вероисповедания;
- - по полу;
- - расовой принадлежности;
- - политическим убеждениям;
- - по роду занятий.
Формулировка вопроса может повлиять тогда, когда само мнение строго не оформлено. Когда человеку предоставляется возможность избрать из серии равнозначных образов один или несколько, он обычно выбирает те, которые стоят первыми. Поэтому ответы нужно располагать не в логической последовательности, не по мере убывания социальной желательности, а в случайном порядке. Простота и краткость социологических вопросов. В вербальном утверждении, состоящем из двух идей, идея, стоящая на последнем месте, имеет большую притягательную силу.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.