Конспект лекции: Прогнозные возможности опросов общественного мнения



Расхождения данных социологов о намерениях населения проголосовать в день Х так или иначе и реальных результатов выборов всегда было предметом рефлексии и самого общества, и социологов. Что касается общества, это понятно. Это практически единственный эксперимент, который показывает цену распределения мнений, публикуемых центрами изучения общественного мнения до выборов, своеобразный момент истины. Уверенность в том, что эти величины близки, нужна и политикам: ситуация с состоянием общественного мнения в ходе предвыборной кампании – это стратегия их кампании. Уверенность нужна и рекламодателям, обращающимся к услугам социологов, в какой мере можно быть спокойным, что массы, продемонстрировавшие в ходе опроса свою лояльность к одному продукту, тут же не купят схожий продукт компании-конкурента. Это нужно и самому обществу: если сначала они выражают одно мнение, не изменят ли они его спустя время?

На протяжении всего периода изучения общественного мнения существовало несколько методов проведения опросов. До 1948 года применялся метод квот, при котором опрашивающий должен опросить определенный процент каждой социальной и демографической группы населения или провести выборочный опрос в определенном географическом районе. Если выборка группы опрашиваемых (респондентов) составлена правильно, то законы статистики позволяют предсказать, насколько близко полученное с ее помощью распределение исследуемого параметра (например, прогноз голосования) к неизвестному распределению этого же параметра среди населения, из которого произведена выборка. В 1948 году социологи применили метод стратифицированных случайных моделей, по которому выбираются случайные географические районы с одним условием: данный район должны населять люди с различными доходами. После рубежа 50-40-х годов в прогнозах ЦОМ появилось сакраментальное если бы выборы состоялись сегодня – так формулировался и сам вопрос об избирательных намерениях респондента.

Как правило, тактика социологов одинакова: дается картина состояния общественных настроений на данный момент, чем ближе ко дню выборов, тем лучше. Это наиболее корректная и наименее уязвимая для исследователя позиция: демонстрируется слепок.

В ходе разработки технологии массовых опросов значительное внимание стало уделяться фактору времени: чем ближе ко дню выборов проводится опрос, тем точнее его результаты.

В России публикация опросов общественного мнения в СМИ носит зачастую бессистемный характер. Сегодняшние отношения социологических центров с прессой однобокие и потребительские. Каждый берет из исследований что хочет и печатает, когда хочет. При такой постановке дела открыты широкие возможности для манипулирования информацией.

Более предпочтительными кажутся отношения, хорошо известные в мировой практике – подписка СМК на результаты исследований ЦОМов. Долговременные обязательства информационных каналов перед исследовательской организацией означают и финансирование этих исследований. Выгодна система подписки и политическим партиям. В наибольшем выигрыше тут оказываются службы по связям с общественностью политический партий, деятелей, движений. Только на такой основе может базироваться их профессиональная работа по выстраиванию своих отношений с общественностью.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.