Конспект лекции: Опрашиваемый как фактор общения



Первая причина, побуждающая опрашиваемого отвечать на вопросы, - рефлекс вежливости. Вторая причина – желание повлиять на что-либо. Он считает, что его мнение способствует переменам. Третья причина – желание, потребность высказаться, не всегда осознаваемая. Психологи утверждают, человек будет говорить с тем большей охотой, чем больше удовлетворения он получит от своего личного контакта с интервьюером.

Разные группы по-разному воспринимают каждый способ коммуникации: опрос-анкетирование подразделяют на прессовый, почтовый и групповой, интервью – телефонное и личное.

Первые мысли, которые пришли в голову респонденту, можно разделить на положительные, стимулирующие участие в опросе, и отрицательные, склоняющие к отказу.

Типичные обоснования отказа:

  • 1. Вдруг скажу что-нибудь не так.
  • 2. Жалко тратить время.
  • 3. Отвечать откровенно опасно.

Недостаток времени – чаще всего просто отговорка. Всевозможные страхи, начиная от нежелания выставлять себя напоказ в неблагоприятном свете и до опасения расплаты за собственную откровенность. Опрашиваемый - ведомый, и боится попасть впросак. Тревога, неуверенность в себе возникает у каждого пятого человека, к которому обращается интервьюер. Респондент не знает правила игры. Неуверенные в себе респонденты предпочитают заочные методы опроса – телефон, почта и газета.

Меньше всего неуверенность в себе присуща молодым людям. С возрастом возрастает и достигает максимального значения у пенсионеров. Личное интервью на дому выглядит более привлекательным для пожилых. Телефонный опрос привлекает старшее поколение и молодёжь. Пенсионеры склонны избегать телефонных опросов. Почтовый опрос тоже более привлекателен для среднего старшего возраста.

Нежелание участвовать в опросах оказалось прямо пропорционально возрасту. Уклоняться от участия в первую очередь будут пожилые люди (14%), затем представители старшей группы (9%), средняя группа (8%) и среди молодёжи только 5%. Среди отказников больше всего женщин.

«Робкий» боится не знать ответ или ответить «плохо». «Нерешительный» будет долго тянуть с ответом, «болтуна» нужно удержать в рамках темы, со «спорщиком» не вступать в дискуссии. «Шутник» - качество, которое обнаруживается чаще всего в письменных анкетах. «Уверенный в себе» говорит без затруднений, но при этом может давать ответы, которые при дополнительных вопросах не выдерживают критики.

Исследователь ОМ и психолог Г.Хаймэн выделил две модели поведения опрашиваемого: в одном случае он думает, как выполнить стоящую перед ним задачу, во втором он заботится больше об отношениях с интервьюером. В первом случае возрастает достоверность, во втором – количество материала, но падает качество.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.