Конспект лекции: Изучение мнений людей: кабинетный этап



Прежде, чем начать ваше исследование, необходимо к нему подготовиться: ознакомиться с уже имеющейся информацией (справочники, досье собственной организации, профессиональная периодика, специальная литература по предмету).

Мы работаем с материалами в библиотеках, ищем информацию в Интернете, в досье, архивах и т. д., Естественно, все это должно относиться к теме.

Эти уже существующие данные называются вторичными (иногда их называют документальными).

В свою очередь сведения, которые нельзя найти ни в каких доступных источниках, но которые вам понадобятся и которые вы будете добывать в социологическом поле, будут называться первичными данными. Это будущий этап.

Преимущество поиска вторичных данных — это дешево и при этом вам помогает. Даже если что-то не пригодится в исследовании, это войдет в вашу профессиональную копилку и вы используете это потом. Ну и в целом вы сэкономите деньги и время.

Если нужные вам данные можно купить только за деньги (в каких-нибудь других социологических центрах, например), то лучше их купить. Это все равно дешевле, чем, чем самостоятельно проводить это исследование заново.

На что нужно обратить внимание, чтобы кабинетный этап не прошел впустую:

  • - нужно проанализировать все доступные источники;
  • - информация не должна быть устаревшей;
  • - сначала следует изучить базы данных вашей организации, потом информация по теме, которая выходила в нашей стране, а потом уже международный опыт.

Для повышения достоверности результатов необходимо внешнее и внутреннее исследование документа.

Внешний анализ - это изучение обстоятельств появления документа, контекста возникновения публикации. Задача внешнего анализа — выявить время и место появления документа, установить авторство, цели публикации, внешние факторы, повлиявшие на содержание документа. Внешний анализ способствует правильной интерпретации фактов и суждений, приведенных в документе.

Внутренний анализ занимается собственно изучением фактов, суждений и идей, представленных в документе. Основной метод внутреннего анализа - контент-анализ.

Алгоритм выполнения контент-анализа состоит из следующих этапов:

  • 1. Постановка задач контент-анализа.
  • 2. Определение системы категорий анализа.
  • 3. Определение единицы анализа.
  • 4. Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами.
  • 5. Выбор источников для обследования.
  • 6. Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.
  • 7. Разработка инструкций кодировщику, где описывается системаправил сбора эмпирических данных, пояснения для правильногопонимания персоналом процедур регистрации заданных единицанализа, алгоритм действий.
  • 8. Сбор информации.
  • 9. Обработка результатов и их интерпретация.
  • 10. Подготовка отчета.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.