Конспект лекции: Интервьюер и обстановка опроса как факторы общения



Любой опрос – это «вербальное поведение в определенных условиях», и на его исход влияет большое количество прямых и косвенных факторов.

В стране, где опросы никогда не проводились, первый опрос может вызвать настороженность, отказ отвечать на вопросы интервьюеров.

С самого начала изучения общественного мнения социологи задавались вопросом: как строить общение?

Причины, заставляющие человека соглашаться на участие в опросе:

  • - рефлекс вежливости (индивидуально-личная причина);
  • - желание повлиять на что-либо (сугубо социальный акт), меньше всего отказов;
  • - желание, потребность высказаться.

Механизмы, работающие на отказ от опроса, уход от ответа (по Пинто и Гравитцу):

  • - «бегство»;
  • - «рационализация» (когда интервьюируемый отвечает так или иначе не по своим убеждениям (которые не представлены в выборке), а по рациональным причинам);
  • - «идентификация» (опрашиваемый стремится оправдать представление, составленное о нем интервьюером);
  • - «забвение» (того, что связано с отрицательными эмоциями).

Готовность респондента принять участие в опросе сильно зависит от метода опроса, от самой ситуации опроса, которые также значительно влияют на качество информации (результаты).

Интересно, что разные группы респондентов по-разному воспринимают каждый способ коммуникации.

Типичные обоснования негативных реакций респондентов:

  • 1. Неуверенность – 19%
  • 2. Занятость или отсутствие интереса – 15%
  • Страх – 14%

Ссылка на «недостаток времени» часто скрывает более серьезные истинные причины отказа – отсутствие интереса к опросу как таковому (восприятие его как ненужного дела).

У каждого пятого человека опрос вызывает чувства тревоги и неуверенности в себе.

Более уверены в себе молодые люди. Нежелание участвовать в опросах прямо пропорционально возрасту.

Нежелание отвечать по политической проблематике связано с отношением к власти, из соображений политической безопасности, в силу неприязни к представителям официоза.

Наблюдается увеличение доли женщин среди отказников, лиц старших возрастов (40-50-летних), образованных людей.

Социологи обобщают интервьюируемых, исходя из моделей их поведения в ходе опроса («робкий», «нерешительный», «болтун», «спорщик», «шутник»).

Герберт Хаймэн выделяет 2 модели поведения опрашиваемого:

  • - думает о том, как выполнить стоящую перед ним задачу (ответить на вопросы) – возрастает достоверность, качество материала;
  • - заботится о своих отношениях с инервьюером – возрастает количество материала, но его ценность падает.

    Очень важна фигура анкетера для опроса. От него зависит, дойдет ли дело до вопросов и насколько серьезно к ним отнесутся, следовательно деятельность анкетера должна быть строго регламентирована, должно проходить инструктирование, обучение и контроль за их деятельностью. Присутствует проблема обучения и подбора кадров, от этого зависит степень оперативности проведение опроса, знания интервьюерами местных условий, доверия к полученным материалам.

    Интервьюер должен быть: внимательным и вежливым, вызвать интерес у респондента, объяснить, что речь идет не об экзамене, что все ответы равноправны и интересны.

    Сходство с опрашиваемым (пол, возраст, образование) улучшает атмосферу интервьюирования.

    Сильная связь между расой интервьюера и ответами на вопросы расовых отношений.

    Методические требования к интервьюерам:

    • - приветствие;
    • - представления от имени фирмы;
    • - получение согласия респондента;
    • - обещание анонимности результатов опроса;
    • - формулировка цели опроса.

    Проблема опроса – присутствие лиц, не имеющих отношения к интервью (особенно если они знакомые или родные). Следовательно очень важно предоставление анкетеру возможности работать наедине с респондентом.

    Технологии производства социологической информации:

    • - программа исследования с целями, задачами, гипотезами, понятийным аппаратом;
    • - выборка, ее характер, количество будущих опрашиваемых;
    • - методика, содержание вопросов;
    • - полевые работы (беседы с респондентами);
    • - обработка ответов на ЭВМ;
    • - анализ и интерпретации результатов;
    • - представление результатов заказчиков.



    Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.