Конспект лекции: Интервьюер и обстановка опроса как факторы общения
Любой опрос – это «вербальное поведение в определенных условиях», и на его исход влияет большое количество прямых и косвенных факторов.
В стране, где опросы никогда не проводились, первый опрос может вызвать настороженность, отказ отвечать на вопросы интервьюеров.
С самого начала изучения общественного мнения социологи задавались вопросом: как строить общение?
Причины, заставляющие человека соглашаться на участие в опросе:
- - рефлекс вежливости (индивидуально-личная причина);
- - желание повлиять на что-либо (сугубо социальный акт), меньше всего отказов;
- - желание, потребность высказаться.
Механизмы, работающие на отказ от опроса, уход от ответа (по Пинто и Гравитцу):
- - «бегство»;
- - «рационализация» (когда интервьюируемый отвечает так или иначе не по своим убеждениям (которые не представлены в выборке), а по рациональным причинам);
- - «идентификация» (опрашиваемый стремится оправдать представление, составленное о нем интервьюером);
- - «забвение» (того, что связано с отрицательными эмоциями).
Готовность респондента принять участие в опросе сильно зависит от метода опроса, от самой ситуации опроса, которые также значительно влияют на качество информации (результаты).
Интересно, что разные группы респондентов по-разному воспринимают каждый способ коммуникации.
Типичные обоснования негативных реакций респондентов:
- 1. Неуверенность – 19%
- 2. Занятость или отсутствие интереса – 15%
- Страх – 14%
Ссылка на «недостаток времени» часто скрывает более серьезные истинные причины отказа – отсутствие интереса к опросу как таковому (восприятие его как ненужного дела).
У каждого пятого человека опрос вызывает чувства тревоги и неуверенности в себе.
Более уверены в себе молодые люди. Нежелание участвовать в опросах прямо пропорционально возрасту.
Нежелание отвечать по политической проблематике связано с отношением к власти, из соображений политической безопасности, в силу неприязни к представителям официоза.
Наблюдается увеличение доли женщин среди отказников, лиц старших возрастов (40-50-летних), образованных людей.
Социологи обобщают интервьюируемых, исходя из моделей их поведения в ходе опроса («робкий», «нерешительный», «болтун», «спорщик», «шутник»).
Герберт Хаймэн выделяет 2 модели поведения опрашиваемого:
- - думает о том, как выполнить стоящую перед ним задачу (ответить на вопросы) – возрастает достоверность, качество материала;
- - заботится о своих отношениях с инервьюером – возрастает количество материала, но его ценность падает.
Очень важна фигура анкетера для опроса. От него зависит, дойдет ли дело до вопросов и насколько серьезно к ним отнесутся, следовательно деятельность анкетера должна быть строго регламентирована, должно проходить инструктирование, обучение и контроль за их деятельностью. Присутствует проблема обучения и подбора кадров, от этого зависит степень оперативности проведение опроса, знания интервьюерами местных условий, доверия к полученным материалам.
Интервьюер должен быть: внимательным и вежливым, вызвать интерес у респондента, объяснить, что речь идет не об экзамене, что все ответы равноправны и интересны.
Сходство с опрашиваемым (пол, возраст, образование) улучшает атмосферу интервьюирования.
Сильная связь между расой интервьюера и ответами на вопросы расовых отношений.
Методические требования к интервьюерам:
- - приветствие;
- - представления от имени фирмы;
- - получение согласия респондента;
- - обещание анонимности результатов опроса;
- - формулировка цели опроса.
Проблема опроса – присутствие лиц, не имеющих отношения к интервью (особенно если они знакомые или родные). Следовательно очень важно предоставление анкетеру возможности работать наедине с респондентом.
Технологии производства социологической информации:
- - программа исследования с целями, задачами, гипотезами, понятийным аппаратом;
- - выборка, ее характер, количество будущих опрашиваемых;
- - методика, содержание вопросов;
- - полевые работы (беседы с респондентами);
- - обработка ответов на ЭВМ;
- - анализ и интерпретации результатов;
- - представление результатов заказчиков.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.