Конспект лекции: Эволюция представлений социологов на степень совпадения прогнозов и электорального поведения



Эта проблема важна для политической сферы исследований СО, так как несет чисто прагматический характер и научный интерес (изучение поведенческого акта индивида, процесса принятия им решений). Работа в этом ключе помогает нам узнать, что влияет на формирование политического выбора избирателей, какие виды агитации, какие СМИ и т.д.

Предвыборные опросы важны для общества, политиков, социологов. С 1935 года проведение таких опросов велось на ощупь, какие-то методы доказали свою эффективность, если их результаты совпали с результатами выборов, какие-то были отброшены.

После выборов 1936 года центра Гэллапа зарекомендовал себя как наиболее «точный», хотя Роупер предсказал проценты, полученные Рузвельтом точнее.

1948 г. - институт Гэллапа неправильно предсказал исход выборов в США, сделав ряд ошибок: они решили, что неопределившиеся проголосуют за республиканцев, как и те, кто принял решение в ходе самого опроса (но они проголосовали за демократов); институт поменял свою модель выборки вместо метода квот применил метод стратифицированных случайных моделей (люди с разными доходами из случайных географических районов)

Гэллап писал, что невозможно предсказать, как проголосует человек на выборах в ноябре, если опрос проводится в мае, так как такие вопросы всегда проводятся в форме «если бы выборы проходили сегодня», что уже само по себе несколько искажает результаты.

Научны ли такие опросы? Да. Чем ближе ко дню выборов проводится опрос, тем точнее его результаты. Поэтому Гэллап отказался от почтовой анкеты и работал только с личными интервью (хотя сейчас люди боятся пускать незнакомцев дом)

Но как можно предсказать будущее, если опросы проводятся относительно текущего состояния дел? Важно правильно работать с неопределившимися. Не приписывать их к той или иной группе пропорционально определившимся.

У нас в стране опросы и их публикация в СМИ носят бессистемный характер, так как многие СМИ выбирают, что им печатать, а что нет, какие опросы их устраивают, а какие не очень. Лучший вариант: подписка СМК на результаты исследований центров общественного мнения (это выгодно пиар службам партий, лидеров).



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.