Конспект лекции: Фокус-группа как метод маркетинговых исследований
Фокус-группа – это группа из 6-12 определенным образом подобранных людей (как правило, покупателей или потребителей), которая под руководством подготовленного инструктора (модератора) в течение примерно 1,5 часа в ходе направленной дискуссии раскрывают качественное содержание поставленной проблемы.
Области применения фокус-групп:
- - получение информации общего характера в неизвестной сфере;
- - определение, формулирование проблемы;
- - выяснение мнений, отношений, оценок;
- - установление предпочтений;
- - формулировка гипотезы для дальнейшего исследования;
- - предварительный анализ проблемы для уменьшения возможных вариантов ее решения;
- - дополнение или объяснение результатов количественных исследований;
- - пилотирование анкет, планов, программ, сценариев, словесных форм;
- - обсуждение «трудных вопросов».
Преимущества метода:
- - Синергизм: общий эффект превосходит сумму отдельных результатов.
- - Самогенерация («эффект снежного кома»): идеи, находки, комментарии рождаются в ходе дискуссии.
- - Стимулирование: даже самые молчаливые респонденты становятся активными участниками.
- - Непринужденность: свободно протекающее обсуждение.
- - Подконтрольность: заказчик может прослушать или просмотреть ход дискуссии.
- - Скорость: быстрота получения результатов.
- - Безопасность: высказывание не может причинить неудобство или вред говорящему.
Недостатки:
- - Сбор участников группы требует создания значительных побудительных мотивов для участников.
- - Выборка участников не является случайной, а потому не может без возможных ошибок распространяться на большие совокупности.
- - Высокий удельный уровень затрат.
- - Результаты зависят от модератора.
- - Необходимость в ряде случаев при проведении фокус-групп разделения участников по полу, возрасту, уровню образования и т.п.
- - Соблюдение запрета на включение в фокус-группу лиц, знакомых либо с процедурой проведения фокус-групп, либо знакомых друг с другом и модератором, либо знакомых с предметом обсуждения, либо профессионалов в маркетинговой деятельности.
Весь процесс организации фокус-групп заключается в пошаговом осуществлении следующих мероприятий:
- - определение цели и задач фокус-группы;
- - формулировка требований к участникам фокус-группы;
- - вербовка участников;
- - составление плана и сметы фокус-группы;
- - разработка сценария проведения фокус-группы и анкет участников;
- - пилотирование, корректировка сценария, обсуждение его с заинтересованными людьми в фирме-заказчике;
- - приглашение участников;
- - проведение фокус-группы;
- - анализ результатов дискуссии, оформление отчета.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.