Конспект лекции: Наблюдение в маркетинговых исследованиях



Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков респондентов, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Результаты наблюдения используются:

  • - для построения гипотез;
  • - для проверки данных, полученных другими методами;
  • - для дополнительных сведений об объекте.

Недостатками наблюдения как метода маркетинговых исследований являются:

  • - недостаточная репрезентативность полученных данных, т.к. изучение ведется, как правило, на малой группе респондентов;
  • - субъективность толкования;
  • - возможность не заметить какие-то важные проявления покупательского поведения;
  • - трудность вскрытия мотивов, интересов, отношений, лежащих в основе определенного покупательского поведения;
  • - влияние наблюдателя.

Фиксация результатов наблюдения:

  • - кратковременная запись по «горячему следу»;
  • - карточка для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов (или протокол наблюдений, как расширенный вариант карточки);
  • - дневник наблюдений, в который систематически, день за днем заносятся необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления наблюдателя (например, розничного продавца в киоске, магазине);
  • - фото, видео и звукозапись.

Отчет о наблюдении должен содержать следующие сведения:

  • - время, место, обстоятельства наблюдения;
  • - способ наблюдения и роль наблюдателя;
  • - характер наблюдаемых лиц;
  • - анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;
  • - оценка надежности полученных результатов.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.