Конспект лекции: Модели покупательского поведения
Маркетинговые стимулы:
- - товар;
- - цена;
- - распространение;
- - продвижение.
«Черный ящик» (подсознание) покупателя:
- - характеристики покупателя;
- - процесс принятия решения о покупке.
Реакция потребителя:
- - выбор товара;
- - выбор марки;
- - выбор торгового посредника;
- - выбор времени покупки;
- - выбор объема покупки.
В зависимости от объема и комплексности этих переменных различают структурные и частичные (факторные) модели.
Структурные модели представляют весь покупательский процесс в целом, во взаимодействии внешних для покупателя и его внутренних факторов. Часть внешних факторов, будучи маркетинговыми стимулами, а следовательно собственными маркетинговыми мероприятиями фирмы, являются контролируемыми. Другая часть внешних факторов – предпринимательская среда, а также внутренние для покупателя факторы (мотивы, ожидания, тип личности и т.п.) являются неконтролируемыми.
В отличие от структурных моделей, пытающихся объяснить весь покупательский процесс в целом, частичные модели описывают отдельные внутренние или внешние факторы, воздействующие на человека или организацию при покупке.
Разработаны следующие факторные модели:
- - эмоционально-мотивационные модели;
- - модель личностных характеристик и установок;
- - теория обучения;
- - теория референтных групп;
- - теория распространения новых продуктов.
На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы.
Культурные факторы оказывают самое сильное влияние на покупательское поведение. На поведение покупателя оказывает влияние принадлежность к культуре, субкультуре и общественному классу.
Социальные факторы также влияют на покупательское поведение. К ним относятся потребительские группы, семья, социальные роли и статусы.
Личные факторы – возраст, этап жизненного цикла, род занятий, экономическое положение, стиль жизни, особенности характера и самооценка - это те персональные характеристики человека, которые оказывают влияние на его покупательское поведение.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.