Конспект лекции: Модели покупательского поведения



Маркетинговые стимулы:

  • - товар;
  • - цена;
  • - распространение;
  • - продвижение.

«Черный ящик» (подсознание) покупателя:

  • - характеристики покупателя;
  • - процесс принятия решения о покупке.

Реакция потребителя:

  • - выбор товара;
  • - выбор марки;
  • - выбор торгового посредника;
  • - выбор времени покупки;
  • - выбор объема покупки.

В зависимости от объема и комплексности этих переменных различают структурные и частичные (факторные) модели.

Структурные модели представляют весь покупательский процесс в целом, во взаимодействии внешних для покупателя и его внутренних факторов. Часть внешних факторов, будучи маркетинговыми стимулами, а следовательно собственными маркетинговыми мероприятиями фирмы, являются контролируемыми. Другая часть внешних факторов – предпринимательская среда, а также внутренние для покупателя факторы (мотивы, ожидания, тип личности и т.п.) являются неконтролируемыми.

В отличие от структурных моделей, пытающихся объяснить весь покупательский процесс в целом, частичные модели описывают отдельные внутренние или внешние факторы, воздействующие на человека или организацию при покупке.

Разработаны следующие факторные модели:

  • - эмоционально-мотивационные модели;
  • - модель личностных характеристик и установок;
  • - теория обучения;
  • - теория референтных групп;
  • - теория распространения новых продуктов.

На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы.

Культурные факторы оказывают самое сильное влияние на покупательское поведение. На поведение покупателя оказывает влияние принадлежность к культуре, субкультуре и общественному классу.

Социальные факторы также влияют на покупательское поведение. К ним относятся потребительские группы, семья, социальные роли и статусы.

Личные факторы – возраст, этап жизненного цикла, род занятий, экономическое положение, стиль жизни, особенности характера и самооценка - это те персональные характеристики человека, которые оказывают влияние на его покупательское поведение.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.