Конспект лекции: Цели стратегического планирования, его иерархические уровни для диверсифицированного предприятия



Стратегическое планирование должно быть направлено на достижение конкретных стратегических целей.

Наиболее важными целями, достижение которых обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества предприятию, являются:

  • - расширение рынка продаж, максимизация прибыли;
  • - обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности активов;
  • - достижение внутренней гибкости и устойчивости в условиях нестабильных рынков;
  • - создание и развитие инновационного потенциала;
  • - повышение эффективности использования ресурсов предприятия и его производственных возможностей;
  • - формирование эффективных мотивационных механизмов, интегрирующих интересы персонала, собственников (акционеров) и менеджмента в направлении реализации как текущих, так и долгосрочных интересов предприятия и ожиданий потребителей.

Достижение стратегических целей осуществляется путем удовлетворения запросов потребителя (клиента).

Основной задачей стратегического планирования является концентрация ресурсов предприятия, производственных и сбытовых процессов на удовлетворении запросов потребителя, а также максимизации финансового результата (прибыли).

Процессы стратегического планирования происходят на разных уровнях. На диверсифицированных предприятиях стратегии формируются на четырех организационных уровнях:

  • - I уровень – стратегия для предприятия в целом с входящими в него отдельными бизнесами (корпоративная стратегия);
  • - II уровень – стратегии функциональной деятельности общефирменного уровня (организационная, портфельная, инновационная, кадровая, управления мотивациями);
  • - III уровень – стратегия для каждого отдельного бизнеса (стратегия СБЕ);
  • - IV уровень – стратегия для функциональных служб внутри каждого бизнеса (маркетинговая, производственная, финансовая и др. стратегии).

На предприятиях с одной сферой деятельности (одним бизнесом) иерархия имеет два уровня: стратегия бизнеса и функциональные стратегии, включающие стратегии общефирменного уровня.

Стратегия охватывает все стороны деятельности предприятия в достижении поставленных целей.

Предлагается следующая классификация стратегий:

  • - стратегии общефирменного уровня: организационная, портфельная, инновационная, кадровая, управления мотивациями;
  • - функциональные стратегии: маркетинговая (продуктово-рыночная), ресурсная, производственная, финансовая;
  • - стратегия обособленных бизнес-единиц (отдельных видов бизнеса);
  • - корпоративная стратегия.

Это предполагает стратегическое планирование на трех уровнях: уровне обособленных бизнес-единиц (центров прибыли), уровне функциональных сфер деятельности, уровне предприятия в целом для обеспечения его корпоративных стратегических целей.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.