Конспект лекции: Стратегия бизнеса и её основные элементы. Этапы разработки, их содержание
Стратегия отдельного бизнеса является управленческим планом одного вида бизнеса диверсифицированного предприятия или монопродуктовой и монорыночной компании и направлена на создание или укрепление долгосрочной конкурентной позиции на конкретном рынке (стратегической зоне хозяйствования – СЗХ).
Концептуальное содержание стратегии бизнеса:
- - Разработка действий и подходов, обеспечивающих конкурентоспособность и предоставляющих конкурентные преимущества;
- - Определение ответных действий при изменении условий окружающей среды;
- - Объединение стратегических разработок функциональных служб, направленное на поддержку стратегии бизнеса;
- - Выработка мер по повышению эффективности внутренних процессов.
Основные элементы стратегии бизнеса:
1) Основные функциональные стратегии:
- - Производство и ведение хозяйственной деятельности;
- - Маркетинг, стимулирование спроса и распределение;
- - Научные исследования, опытно-конструкторские разработки и технология;
- - Трудовые ресурсы и трудовые отношения;
- - Финансовые подходы.
2) Основные подходы к конкуренции:
- - Низкие затраты или низкие цены?
- - Дифференциация (какого типа?)
- - Концентрация внимания к конкретной рыночной нише?
3) Действия, которые следует предпринять в случае изменения условий в отрасли или любых других изменений во внешней окружающей среде.
4) Действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности.
Этап 1 - Выделение отрасли промышленности, стратегической зоны хозяйствования, закрепление за ними СБЕ:
- - позиционирование предприятия (СБЕ) по схеме: вид бизнеса – отрасль промышленности – покупатели (СЗХ);
- - анализ и оценка по стратегически значимым характеристикам;
- - определение СБЕ, их отраслевой принадлежности и стратегической зоны хозяйствования.
Этап 2 - Анализ и оценка факторов, определяющих стратегию бизнеса (бизнес-диагностика):
- - социально-политические, правовые и гражданские факторы;
- - привлекательность отрасли и условия конкуренции;
- - рыночные возможности и угрозы;
- - внутренние сильные и слабые стороны предприятия;
- - внешние благоприятные возможности и угрозы;
- - оценка конкурентоспособности;
- - осознание стратегических проблем, с которыми сталкивается предприятие.
Этап 3 - Выбор и разработка стратегии:
- - выделение отрасли и стратегических зон хозяйствования (рынков);
- - выделение СБЕ;
- - анализ и оценка факторов, определяющих стратегию;
- - разработка и выбор вариантов стратегических решений.
Этап 4 - Реализация стратегии:
- - разработка плана действий;
- - мониторинг, внесение изменений.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.