Конспект лекции: Конкурентные силы в отрасли и их влияние на конкурентную среду. Позиционирование предприятия в отрасли
Первая конкурентная сила – соперничество между конкурирующими предприятиями отрасли.(определяет интенсивность конкуренции).
Интенсивность конкуренции усиливается:
- - по мере роста числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей;
- - в случае замедления роста или снижения спроса на продукцию;
- - когда конкуренты снижают цены, находят эффективные пути снижения себестоимости, или вводят специальные скидки, иные стимулирующие сбыт меры;
- - когда затраты потребителя на переключение с одного поставщика на другого минимальны;
- - когда конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли;
- - когда затраты на выход из отрасли (уход с рынка) высоки и выше затрат на то, чтобы остаться и конкурировать;
- - когда в конкурентную борьбу в отрасли вмешиваются предприятия других отраслей, имеющие высокие инвестиционные возможности по приобретению работающих в отрасли предприятий и превращению их в основных конкурентов.
Вторая конкурентная сила – конкурентное давление, создаваемое угрозой появления новых конкурентов.
Рост интенсивности конкуренции в связи с появлением новых конкурентов зависит от барьеров на входе в рынок и реакции присутствующих на рынке предприятий.
Типы барьеров на входе:
- - эффект масштаба (необходимость входа на рынок с большими объемами производства);
- - требования к технологическим возможностям, потребность в специализированных ноу-хау для равноправной игры на рыночном поле;
- - необходимость накопления производственного опыта, позволяющего снижать затраты и себестоимость (эффекты «кривой освоения и обучения»);
- - потребность в капитале для успешного вхождения в отрасль;
- - сформированные на рынке потребительские предпочтения и приверженность к торговой марке;
- - доступ к каналам распределения (создание собственной распределительной сети);
- - политические и административные барьеры (через процедуры выдачи разрешений и лицензирования, стандарты загрязнения окружающей среды и правила безопасности);
- - тарифы и ограничения в международной торговле (таможенные пошлины, торговые ограничения – квоты и др.).
Угроза появления на рынке новых конкурентов высока, если барьеры для входа низкие, а работающие в отрасли предприятия не намерены вести жесткую борьбу против них и готовы к уменьшению своей рыночной доли.
Появление потенциальных конкурентов тем вероятнее, чем привлекательнее перспективы роста и получения прибыли в отрасли.
Третья конкурентная сила – конкурентное давление со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители:
- - установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем;
- - простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию.
Чем ниже стоимость товара-заменителя, выше его качество и потребительские свойства, а также ниже стоимость переключения, тем сильнее конкурентное давление со стороны предприятий, входящих в рынок с замещающим товаром.
Четвертая конкурентная сила – покупатели.
Влияние покупателей (потребителей) на конкуренцию зависит от объемов закупок потребителем продукции отрасли и стоимости переключения на продукцию конкурентов или замещающую продукцию.
Пятая конкурентная сила – рыночная власть поставщиков.
Влияние поставщиков на конкуренцию:
Сильное:
- - изделия поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса, определяют качество продукции;
- - предприятию сложно переключиться на другого поставщика;
- - изделия поставщиков имеют более низкую цену, чем при организации их производства на предприятии-покупателе (эффект масштаба).
Слабое:
- - поставка стандартизированной продукции;
- - наличие товаров-заменителей, переключение на которые несложно и дешево;
- - потребитель (отрасль) является главным покупателем продукции поставщика.
Поставщики оказывают сильное влияние на конкуренцию, когда имеют возможность создавать для отдельных предприятий отрасли невыгодные условия с помощью цен, качества, характеристики продукции и надежности поставки.
Совместное влияние пяти конкурентных сил определяет характер конкуренции в отрасли и ее привлекательность для предприятия.
Непривлекательная отрасль:
- - высокая интенсивность конкуренции;
- - низкие барьеры для входа конкурентов;
- - рост конкуренции со стороны товаров-заменителей;
- - мощная рыночная власть поставщиков и потребителей.
Конкурентная стратегия должна содержать в себе:
- - уменьшение негативного воздействия пяти конкурентных сил на прибыльность предприятия;
- - возможность влияния на общую конкурентную среду в отрасли сохранение или достижение прочных конкурентных позиций в существующей конкурентной среде.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.