Конспект лекции: Конкурентные силы в отрасли и их влияние на конкурентную среду. Позиционирование предприятия в отрасли



Первая конкурентная сила – соперничество между конкурирующими предприятиями отрасли.(определяет интенсивность конкуренции).

Интенсивность конкуренции усиливается:

  • - по мере роста числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей;
  • - в случае замедления роста или снижения спроса на продукцию;
  • - когда конкуренты снижают цены, находят эффективные пути снижения себестоимости, или вводят специальные скидки, иные стимулирующие сбыт меры;
  • - когда затраты потребителя на переключение с одного поставщика на другого минимальны;
  • - когда конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли;
  • - когда затраты на выход из отрасли (уход с рынка) высоки и выше затрат на то, чтобы остаться и конкурировать;
  • - когда в конкурентную борьбу в отрасли вмешиваются предприятия других отраслей, имеющие высокие инвестиционные возможности по приобретению работающих в отрасли предприятий и превращению их в основных конкурентов.

Вторая конкурентная сила – конкурентное давление, создаваемое угрозой появления новых конкурентов.

Рост интенсивности конкуренции в связи с появлением новых конкурентов зависит от барьеров на входе в рынок и реакции присутствующих на рынке предприятий.

Типы барьеров на входе:

  • - эффект масштаба (необходимость входа на рынок с большими объемами производства);
  • - требования к технологическим возможностям, потребность в специализированных ноу-хау для равноправной игры на рыночном поле;
  • - необходимость накопления производственного опыта, позволяющего снижать затраты и себестоимость (эффекты «кривой освоения и обучения»);
  • - потребность в капитале для успешного вхождения в отрасль;
  • - сформированные на рынке потребительские предпочтения и приверженность к торговой марке;
  • - доступ к каналам распределения (создание собственной распределительной сети);
  • - политические и административные барьеры (через процедуры выдачи разрешений и лицензирования, стандарты загрязнения окружающей среды и правила безопасности);
  • - тарифы и ограничения в международной торговле (таможенные пошлины, торговые ограничения – квоты и др.).

Угроза появления на рынке новых конкурентов высока, если барьеры для входа низкие, а работающие в отрасли предприятия не намерены вести жесткую борьбу против них и готовы к уменьшению своей рыночной доли.

Появление потенциальных конкурентов тем вероятнее, чем привлекательнее перспективы роста и получения прибыли в отрасли.

Третья конкурентная сила – конкурентное давление со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители:

  • - установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем;
  • - простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию.

Чем ниже стоимость товара-заменителя, выше его качество и потребительские свойства, а также ниже стоимость переключения, тем сильнее конкурентное давление со стороны предприятий, входящих в рынок с замещающим товаром.

Четвертая конкурентная сила – покупатели.

Влияние покупателей (потребителей) на конкуренцию зависит от объемов закупок потребителем продукции отрасли и стоимости переключения на продукцию конкурентов или замещающую продукцию.

Пятая конкурентная сила – рыночная власть поставщиков.

Влияние поставщиков на конкуренцию:

Сильное:

  • - изделия поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса, определяют качество продукции;
  • - предприятию сложно переключиться на другого поставщика;
  • - изделия поставщиков имеют более низкую цену, чем при организации их производства на предприятии-покупателе (эффект масштаба).

Слабое:

  • - поставка стандартизированной продукции;
  • - наличие товаров-заменителей, переключение на которые несложно и дешево;
  • - потребитель (отрасль) является главным покупателем продукции поставщика.

Поставщики оказывают сильное влияние на конкуренцию, когда имеют возможность создавать для отдельных предприятий отрасли невыгодные условия с помощью цен, качества, характеристики продукции и надежности поставки.

Совместное влияние пяти конкурентных сил определяет характер конкуренции в отрасли и ее привлекательность для предприятия.

Непривлекательная отрасль:

  • - высокая интенсивность конкуренции;
  • - низкие барьеры для входа конкурентов;
  • - рост конкуренции со стороны товаров-заменителей;
  • - мощная рыночная власть поставщиков и потребителей.

Конкурентная стратегия должна содержать в себе:

  • - уменьшение негативного воздействия пяти конкурентных сил на прибыльность предприятия;
  • - возможность влияния на общую конкурентную среду в отрасли сохранение или достижение прочных конкурентных позиций в существующей конкурентной среде.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.