Конспект лекции: Процессуальные теории мотивации



В этих теориях анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения различных целей, как выбирает конкретный свой тип поведения. Поведение личности обычно определяется не только ее потребностями и ожиданий связанных с данной ситуацией.

К процессуальной теории мотивации персонала относятся:

1. Теория ожидания (В.Врума), основная мысль которой состоит в надежде человека, на то, что его тип поведения приведет к удовлетворению его потребностей. Для теории характерны три ключевых аспекта:

  • - затраты труда – результаты;
  • - результаты – вознаграждение;
  • - вознаграждение – валентность (удовлетворенность).

Применяя данную теорию руководители должны учитывать:

  • - люди обладают разными потребностями, поэтому конкретное вознаграждение оценивают по разному;
  • - для эффективной мотивации, руководитель должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением;
  • - необходимо давать вознаграждение только за качественную работу.

2. Теория справедливости (С.Эдамса), акцентируется на том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и своим затраченным усилиям, и обязательно сопоставляют их с вознаграждением других. Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает первое напряжение. Руководитель должен минимизировать все напряжения, выдачей дополнительных вознаграждений.

3. Модель Портера-Лоулера, комплексная модель теории мотивации, ключевые позиции:

  • - затраченные усилия;
  • - восприятия;
  • - полученные результаты;
  • - вознаграждения;
  • - степень удовлетворенности.

Ее основные положения:

  • - достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и осознание его роли в процессе труда;
  • - уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности;
  • - достигнутые результаты имеют, как внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы), так и внешнее (похвала руководителя, премия и т.д.);
  • - удовлетворенность - это результат внешних и внутренних вознаграждений, с учетом их справедливости.

Один из наиболее важных выводов – результативный труд ведет к вознаграждению.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.