Конспект лекции: Особенности менеджмента в государственной службе



Государственная служба - в РФ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений гос. службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал гос. управления.

Менеджмент в гос. службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.

Менеджмент в гос. службе имеет свои особенности, проявляющиеся в: целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в гос. службе обладает соответствующей спецификой:

  • - планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими гос. органами, а в конечном счете – народом, гражданским обществом на основе демократического выбора руководства страны;
  • - организация гос. службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие этой иерархии управленческие процедуры. В связи с этим в рамках гос. службы складывается особый административно-бюрократический стиль управленния, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
  • - мотивация в гос. службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере – на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры);
  • - контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью СМИ и общественных организаций. Контроль в гос. службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.

Сегодня происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой центральным элементом было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата:

  • - разгосударствление, приватизация;
  • - маркетизация (проникновение рыночных моделей взаимодействия в государственный сектор);
  • - контрактная основа выполнения государственных функций;
  • - новые информационные технологии;
  • - управленческие и финансовые нововведения;
  • - изменение модели управления — от авторитарной к новой.

Гос. служба постепенно превращается в сферу специфических услуг. Ключевой характеристикой успешного менеджмента в гос. службе становится инновационность. Новая модель управления в гос. службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. Будучи одним из видов специального менеджмента, менеджмент в гос. службе распадается на ряд других, более специфических видов: военный менеджмент, менеджмент чрезвычайных ситуаций, министерский менеджмент, и региональный менеджмент и т.д.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.