Конспект лекции: Теория эффекта масштаба, параметры национального спроса



П.Кругман сформулировал тенденции развития мирового рынка, которые обуславливаются влиянием крупных производителей на рыночную ситуацию в определённом сегменте.

Проанализировав развитие автомобильного рынка в Западной Европе, он доказал, что данный сегмент развивается на основе продукции 10 крупных поставщиков. В этом случае возник эффект масштаба, когда крупные производители доминируют за счет:

  • - качества товара (высокие затраты на научные исследования);
  • - за счёт более низких затрат на единицу продукции.

Влияние эффекта масштаба приводит к тому, что фирмы из разных стран, которые относятся к одной и той же отрасли начинают специализироваться на более узкой товарной номенклатуре и торговать друг с другом продукцией одной и той же отрасли.

В 90-ые годы 20 века получила развития внутриотраслевая торговля, которая объясняется кроме эффекта масштаба следующими факторами:

  • - сезонные различия;
  • - потребительский спрос;
  • - различия в расстоянии между поставщиками и покупателями в своей стране и в зарубежной стране.

На основе исследований, связанных с объяснением парадокса Леонтьева, возникло явление, по которому мировая торговля объясняется иными факторами – не связанными с обеспеченностью стран, торговых партнёров, основными факторами производства.

Одно из объяснений мировой торговли, связанных с особенностями спроса в торгующих странах – Б. Беллас: «спрос – это многофакторная характеристика, которая зависит от традиций, особенностей национальной культуры, от уровня доходов населения и т.д.»

Чем выше доход населения, тем выше требования к товарам. Таким образом, особенности характеристик национального спроса должны учитываться отдельными фирмами при организации торговых отношений с зарубежными партнёрами.

Для того, чтобы учесть культурные особенности предполагается деление всех стран мира на социо-культурные регионы, в каждом из которых есть некоторые общие типичные черты. В такие регионы входят близко расположенные страны или страны, которые имели общие этапы в своём историческом развитии.

В итоге более успешно развивается торговля между странами одной культурной группы. Это объясняется тем, что на внешний рынок выводится тот товар, который уже адаптирован на внутреннем рынке.

Между странами разных социо-культурных регионов возможна торговля или ограниченной товарной номенклатурой, куда входят товары, обладающие универсальными потребительскими свойствами, или модифицированными товарами, т.е. доработанными с учётом требований внешнего рынка.

Таким образом параметры национального спроса оказывают существенное влияние на мировую торговлю.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.