Конспект лекции: Международная конкуренция Портера



М.Портер обобщил практику развития мировой торговли с целью выработать рекомендации, позволяющие отдельной стране изменить свои позиции на внешнем рынке.

В 1991 году вышла книга «Международная конкуренция», в которой доказывается влияние на внешнюю торговлю страны следующих факторов.

1. Портер выделяет факторы, которые страны получают в наследство (ресурсы, климат) и приобретенные факторы, которые страна обеспечила накоплением в процессе своего исторического развития. Он делит их на другие группы: общие, которые влияют на развитие многих отраслей, и специфические, влияющие на развитие какой-либо определённой отрасли. Влияние на общие факторы даёт больший мультипликативный эффект, с другой стороны, специфические факторы обеспечивают более устойчивое преимущество.

2. Портер доказал, что более выгодные позиции на мировом рынке имеет страна с развитым спросом (спросом, который отличается высокими требованиями к качеству товаров и высокой чувствительностью к новизне товаров). Работая на таком рынке национальное производство выпускает более конкурентоспособный товар, т.к. у него более высокое качество, а с другой стороны эти производители могут на внутреннем рынке попробовать этот товар и улучшить его.

3. Если уровень конкуренции высокий, то эти производители отличаются более высокой готовностью к конкуренции на внешнем рынке и знают, как выработать правильную стратегию на таком рынке.

4. Конкурентоспособность конечного продукта зависит от качества комплектующих и ресурсов, из которых делается этот продукт. Следовательно, для того, чтобы улучшить позиции на внешнем рынке, надо стимулировать развитие кластеров - группы взаимосвязанных отраслей.

5. Государство может влиять на все указанные характеристики за счет таможенной, налоговой, финансовой, бюджетной политики, обеспечивая большие стимулы развития определённых секторов экономики.

6. Непредсказуемые изменения цен на мировом рынке, стихийные бедствия, политические катаклизмы.

Таким образом, теория национального ромба показывает, что можно управлять процессом повышения внешней конкурентоспособности национального товаров за счет влияния на определённые группы факторов.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.