Конспект лекции: Общие правила определения подведомственности дел



Это принципиальные положения, отражающие соотношение компетенции АС и других органов гражданской юрисдикции, основанные на применении общих и дополнительных критериев разграничения подследственности.

1. Споры между гражданами, зарегистрированными в качестве ИП, а также между ИП и ЮЛ разрешаются АС. За исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности.

2. Споры с участием граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, но не прошедших государственную регистрацию в качестве ИП, в том числе связанные с этой ПД, подведомственны СОЮ.

3. Если гражданин, имеющий статус предпринимателя, утрачивает этот статус в ходе производства по делу в АС (например, в связи с аннулированием государственной регистрации или истечением срока действия свидетельства о регистрации), это дело подлежит рассмотрению СОЮ, за исключением случая, когда оно было принято к производству АС с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств. Это п.3 ППВС и ВАС от 1.07.1996.

4. По общему правилу, в арбитражном процессе в качестве соистцов, соответчиков и 3 лиц не могут участвовать граждане, не имеющие статуса ИП, приобретённого в установленном законом порядке. В виде исключения ч.4 ст.27 АПК допускает возможность участия в арбитражном процессе ФЛ, не являющихся ИП, в качестве 3го лица без самостоятельных требований при соблюдении одного обязательного условия – если заявление было принято АС к производству с соблюдением правил подведомственности.

5. Не подлежат рассмотрению в АС дела с участием нотариусов, в т.ч. занимающихся частной практикой, т.к. в соответствии с ч.6 ст.1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.

6. Дела об оспаривании НПА, которыми затрагиваются права субъектов предпринимательской деятельности, рассматриваются АС при условии, что рассмотрение такого дела отнесено к компетенции АС специальным ФЗ.

7. В случае, прямо предусмотренном законом, требования о взыскании бесспорной задолженности, не подлежат рассмотрению АС, т.к. для них установлена несудебная процедура взыскания, т.е. взыскание осуществляется без обращения в АС. Например, согласно ч.1 ст.213 АПК взыскание обязательных платежей и санкций через АС допускаются при условии, что ФЗ не предусматривает иной порядок их взыскания.

Законом предусмотрен иной порядок взыскания:

  • - Налогов, ФЗ от 4.11.2005 №137 – изменения в НК,
  • - Санкций в установленных размерах,
  • - Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда без обращения в суд. Закон об обязательном пенсионном страховании, Информационное письмо Президиума ВАС №105 от 20.02.2006.

Хотя процедура взыскания в этих случаях носит не судебный порядок, заинтересованные лица, не согласные с решением о взыскании задолженности, вправе оспаривать в АС такое решение или обращаться в вышестоящие органы в порядке подчинения с соответствующей жалобой – смешанная подведомственность.

В АС такое дело рассматривается в порядке гл.24 АПК.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.