Конспект лекции: Российские структуры по изучению общественного мнения



В 1969-1972 гг. в рамках ИКСИ АН СССР функционировал Центр изучения общественного мнения, существовал отдел общественного мнения, где был осуществлен крупнейший в советской социологии исследовательский проект (Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов, 1967-1974 гг.). Общей задачей исследования, вошедшего в историю социологии под кратким названием «Общественное мнение», было функционирование общественного мнения в полном наборе формирующих и выражающих это мнение информационных каналов. Этими структурами руководил Б.А. Грушин. Подвижкой в направлении становления в стране профессиональной структуры по изучению общественного мнения можно назвать факт создания при ВЦСПС и Госкомтруде СССР Всесоюзного Центра изучения общественного мнения (директор - Заславская, заместители: Грушин и Левада).

Старый ВЦИОМ (с сентября 2003 года - «Левада-Центр») занимается маркетинговыми, социальными и политическими исследованиями с использованием регулярных массовых опросов населения. Центр проводит исследования в России и странах СНГ. С 1989 г. в Центре ведется проект под названием «Новый год», цель которого состоит в том, чтобы определить баланс положительных и отрицательных событий года в оценках населения. В 2007 г. был выполнен проект, цель которого состояла в изучении отношения разных слоев общества в этих городах к независимым местным газетам. С 2003 г. продолжается проект, посвященный формированию информационной базы мониторинга экономики образования. Он направлен на изучение состояния рынка образовательных услуг. Существенную часть работы Центра составляют исследования рынка и потребительского поведения населения.

Коллектив «Левада-Центр» участвует в ряде крупных международных проектов. Один из них - Международная программа социальных исследований. Центр выпускает ежегодник «Общественное мнение» и журнал «Вестник общественного мнения», издаваемый с 1993г. После сентября 2003 г. началась новая история Всероссийского центра изучения ОМ. В этот день большая группа его сотрудников во главе с директором центра Ю. Левадой объявила о создании новой, автономной некоммерческой организации «Левада-Центр». С сентября 2003 г. исследования проводятся тем же коллективом в рамках организации под наименованием «Аналитический Центр Юрия Левады», или «Левада-Центр». После смерти Левады в 2006 г. его ученики под новым именем структуры продолжают исследования ОМ, их опыт и репутация позволили сохранить добрые отношения с партнерами. В настоящее время бренд «ВЦИОМ» использует другой коллектив. На втором месте по времени возникновения находится Фонд «Общественное мнение»- независимая некоммерческая исследовательская организация, созданная в конце 1991, руководитель - Ослон. Первоначально фонд специализировался на политических опросах и анализе настроений различных групп общества. С 1993г. основное направление исследований фонда начало смещаться в область исследований рынка рекламной продукции. С 1994г. Фонд издает еженедельный бюллетень социологических исследований «ФОМ-ИНФО». КОМКОН-2 - основан в декабре 1991г., имеет членство в ESOMAR (Европейское общество исследователей общественного мнения и рынка) с 1992 г. Специализируется в области СМИ, проводит маркетинговые исследования, применяет методику изучения целевых групп - так называемый Индекс целевых групп. Новый институт социально-психологических исследований (НИСПИ) был организован в 1993г. Впервые создал в России панель ТВ-меров; имел собственную опросную сеть в восьми регионах России. РОМИР - независимый институт российского общественного мнения и рыночных исследований (руководитель - Башкирова), существует в основном за счет маркетинговых исследований. В методике РОМИР ежемесячный омнибус - личные интервью по репрезентативной общероссийской выборке; телефонный омнибус в Москве и Санкт-Петербурге: панельное исследование; дневниковые исследования и т.д. РОМИР является одним из учредителей компании Гэллап Медиа. Компания Russian Public Relations Group была образована в 1992г. специалистами, работавшими в области паблик рилейшнз. Мониторинг рекламы на телевидении и в прессе был запущен этой компанией по Москве в 1993г., с 1994 г. RPRG начала мониторинг наружной рекламы, с 1995г. - на радио.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.