Конспект лекции: Проблема числа опрошенных и их выборка



Отрасль социологии «зондирование общественного мнения» появилась, когда институтами был решен вопрос с научной теорией выборки. Речь идет о законах отбора отдельных индивидуумов, по совокупному мнению которых можно было бы судить о мнении всей страны. В этом отношении была особенно важна надежность обобщений, их скорость и экономичность, а также, чтобы они могли дать более верную информацию, чем сплошное обследование.

Так, для большой страны стала достаточной выборка в 1,5-2 тыс. человек. Однако сужение границ совокупности правомерно лишь до определенных пределов. (По мнению Б.А. Грушина, суженная совокупность должна сохранять свою вероятностную, стохастическую природу, которая состоит в том, что «вхождение» в состав множества индивидов носит неупорядоченный, «неорганизованный» характер. Такое множество всегда ситуативно, имеет неопределенный количественный и качественный состав, размытые границы, меняющиеся от случая к случаю.)

Теория выборки состоит в том, что достаточно выяснить мнение части общества, чтобы делать выводы обо всем обществе в целом. (Однако сам Гэллап считал сам задаваемый вопрос более важным фактором, чем проблемы выборки)

Существует две стратегии выборки.

1. Типологическая выборка. Исследователь берет произвольное число случаев и констатирует о существовании того или иного явления и говорит, что оно имеет определенные зафиксированные в ходе исследования характеристики.

2. Репрезентативная выборка. Представлена для более широкой совокупности.

Квотная выборка (а также ее модификации: районированные, стратифицированные, многоступенчатые, прослойные и т.д.). Исследователь опирается на предварительную информацию о всей совокупности единиц, из которой производится отбор, - например, о количественном распределении населения по полу, возрасту, образованию и т.д. в каждом регионе – т.е. по тем характеристикам, которые являются практически постоянными для определенного региона.

Вероятностная (случайная) выборка. Опирается на равновероятные возможности любого человека страны попасть в эту выборку – это считается высшим критерием представительности; исходные единицы такой выборки должны быть хорошо перемешаны. Для такой выборки часто пользуются списком избирателей, где алфавитный принцип списка «перемешивает» население.

В отдельных населенных пунктах нужно действовать случайным образом составления маршрута (интервьюеру дают карту пункта с отметкой начала поиска и его направления, а также указания типа «идти по нечетной стороне улицы», «остановиться на 3 этаже», «позвонить в квартиру налево от лифта»), так что выбор в минимальной степени зависит от интервьюера (даже есть указания насчет опрашиваемых: «спросить у самой пожилой/молодой женщины»/ чей день рождения является ближайшим ко дню опроса и т.д.).

Ступенчатое строение вероятностной выборки: при отборе единиц поселения нужно обеспечить их количественную представленность в выборке, исходя из их доли населения в целом по стране. (но из групп населенным пунктов выбираем уже рандомным образом)

Опрос по региону: отбираются по одному городу – типичному представителю каждого типа населения внутри этого региона (например, 3 города: >500 тыс. чел., 100-500 тыс. чел., <100 тыс. чел.). Отбор опрашиваемых в этих населенных пунктах производится в соответствии в представительством различных социально-демографических групп в рамках отдельных регионов и страны в целом (поло-возрастные, образовательные, по социально-профессиональному положению).

Существует понятие «величина ошибки», которое означает, что, например, 50% ответивших определенных образом из выборки 200 чел. (из 3000) будет колебаться в диапазоне 41-59% применительно к 3000. Этот принцип опирается на понятие «степень надежности результатов», которая составляет 95% для социологов и 99% для статистиков. Поэтому чем больше (количественно) выборка, тем меньше процент «величины ошибки».



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.