Конспект лекции: Сущность, реализация и эффективность менторского стиля



Менторский стиль руководства представляет собой модель (способ) взаимоотношений между опытным, компетентным сотрудником и начинающим (в данной области) работником (протеже).

Суть состоит в передаче знаний, навыков, опыта, повышении мотивации молодого работника.

Этот стиль непосредственно проявляется в следующих процедурах:

1. Определение целей и разработка программы мероприятий применительно к каждому ученику, т.е. это индивидуальный стиль (хотя есть и общие моменты);

2. Организационно-подготовительная работа по реализации этого стиля. Выделяются 3 подэтапа:

  • а) Подбор менторов - имеет ключевое значение. Сами менторы должны обладать высокой квалификацией, мотивацией, уметь обучать;
  • б) Этап знакомства ментора и протеже, формирование конструктивной направленности их отношений - совместимость характеров, методов работы, мировоззренческих позиций (чтобы от работы не отвлекало);
  • в) Активное изучение соответствующих ролей и подготовка к будущей партнёрской деятельности - у протеже и у ментора должно быть единое представление и целях организации, методах работы и т.д.

3. Реализация менторского стиля в практической деятельности. Она включает следующие 3 подпункта:

  • а) Осуществление тренинговой программы в ходе консультаций, тренингов, совета, внутреннего маркетинга, показа и т.д. Внутренний маркетинг - желание работать, занимать соответствующие должности. Внешний маркетинг - обеспечение спроса на рабочие места, должности со стороны окружающих (потенциальных работников);
  • б) Расширение отношений ментор-протеже за рамки запланированных мероприятий;
  • в) Подготовка к большей самостоятельности в работе, т.е. если в начале ментор больше говорит, показывает, делает, то чем дальше обучение, тем более самостоятельным становится обучаемый;

4. Постепенная сепарация (отделение) обучаемого от ментора по мере развития способностей первого;

5. Новое определение ролей - завершение использования программы этого стиля, прекращение ответственности со стороны ментора, установление новых неофициальных (товарищеских, партнёрских, дружеских) отношений.

Минусы и трудности в реализации менторского стиля.

  • 1. если квалификация и мотивация ментора недостаточна для эффективного обучения;
  • 2. Ограниченные возможности личного взаимодействия (из-за недостатка времени, пространственно-территориальной отдалённости ментора и протеже и т.д.);
  • 3. Гипертрофия личных отношений, оттеснение деловых отношений на второй план; Возможное превращение отношений в личностный протекционизм (клиентеллизм);
  • 4. Возможность групповщины, клиентеллины, протекционизма. Групповщиа - доминирование групповых отношений над организационными ценностями. Бывают в форме клик и клиентелл. Клиентелла - объединение между руководителем и подчинённым на основе неформальных отношений, подчинение организационных ресурсов личным целям. Клика - узкогрупповое объединение (отношение) на основе родства и личных связей.
  • 5. Опасность консервации идей, обучение молодых сотрудников не тому, что требуется организации.

Условия и предпосылки эффективности менторского стиля:

  • 1. Ясные цели и задачи, структурирование процесса менторинга (фазы, мероприятия, сроки и т.д. + пространственный и временной лаг);
  • 2. Чёткие целевые ориентиры и достаточное информирование участников;
  • 3. Тщательный подбор партнёров на основе результатов проверки их совместимости;
  • 4. Проверка профессиональной, социальной компетентности и заинтересованности в развитии сотрудников со стороны ментора;
  • 5. Отчётливо выделенная фаза знакомства ментора и ученика;
  • 6. Регулярный контроль и оценка деятельности протеже и обеспечение его растущей независимости.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.