Конспект лекции: Средства руководства, их назначение и применение. Условия эффективности критики



Руководитель располагает рядом средств воздействия на подчиненных. Есть позитивные и негативные экономические и административные санкции, поощрение и наказание, а также информирование, индивидуальная беседа, обсуждение, конференция, переговоры, жалоба, признание и похвала, критика и порицание.

Информирование – передача сотруднику целенаправленных сведений, относящихся к его заданию, к связанным с ним лицам или к рабочему месту и воздействующих на его поведение. Может проходить в форме индивидуальной беседы или обсуждения (участвует несколько сотрудников). Виды индивидуальных бесед и обсуждений:

  • - Товарищеская беседа (Без использования формального статуса).
  • - Служебная беседа (руководитель пользуется служебным авторитетом при информировании сотрудника, получении справки, выражении признания или порицания).
  • - Аттестационное собеседование (проводится после оценки персонала и позволяет руководителю высказать свое отношение к этой оценке).

Конференция – деловая встреча, на которой многие участники обмениваются информацией, необходимой для реализации определенных целей (обычно в крупных компаниях).

Переговоры – попытка многих участников достичь заранее определенных целей.

Жалоба – канал обратной связи, ее цель – устранить неблагополучное состояние с помощью инициирования соответствующих действий руководства.

Участие сотрудников в принятии решений – еще одно действенное средство руководства.

Признание – более слабая, чем похвала, форма выражения одобрения (помогает преодолению отчуждения между руководителем и подчиненным). Похвала же используется в случае высоких трудовых достижений. Похвала и признание должны быть своевременными и высказываться в соответствующем месте соответствующим образом.

Критика и порицание используются для устранения различного рода недостатков. Критика должна быть конкретной, конструктивной и относиться к делу, к реальным результатам. Порицание по преимуществу относиться не к делу непосредственно, а к людям.

Условия эффективности критики:

  • 1. Прежде чем критиковать, уточните, имеете ли вы на это право и целесообразна ли критика.
  • 2. Не начинайте разговор в присутствии других.
  • 3. Сохраняйте спокойствие и ровный тон.
  • 4. Начинать разговор надо с похвалы.
  • 5. Прежде чем давать обвинительную оценку, выслушайте подчиненного.
  • 6. Постарайтесь признать собственные ошибки и ошибки других.
  • 7. Критиковать надо действия, а не человека.
  • 8. Укажите на пути выхода из ситуации.
  • 9. Заканчивать разговор надо на оптимистической ноте.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.