Конспект лекции: Теория и методика воспитания как современная наука. Движущие силы процесса воспитания



Термин «Воспитания» возник в России в 17 веке и имел тогда несколько иной смысл. Под ним понимали вскармливания, т.е. правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие. Воспитания с профессиональной педагогической позиции - это целенаправленное организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагога и воспитанника, содействующее максимальному развитию личности ребенка.

Основные признаки воспитания, как педагогического явления:

  • 1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, т.е. постановка воспитательной цели, как конечного результата педагогической деятельности, определения задач по ее реализации, планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников.
  • 2. Триединая сущность воспитания: 1 - воспитание выступает в качестве стимулирующего факта развития личности ребенка, является средством; 2 - воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя в самом процессе воспитания; 3 - процесс воспитания всегда должен иметь результат, т.к. в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств.
  • 3. Двусторонний характер воспитания - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон.
  • 4. Создания оптимальных условий воспитания.
  • 5. Определения на основе поставленной цели и задач содержания воспитания. Под содержанием воспитания подразумевается система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которым должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами.
  • 6. Добровольность воспитания.
  • 7. Воспитание процесс творческий, т.к. овладение культурой носит творческий характер, индивидуальность воспитанника требует творческого подхода.
  • 8. Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.
  • 9. Длительность процесса воспитания.
  • 10. Непрерывность процесса воспитания.

Цель - это исходный компонент. Цель воспитания – создать условия для правильного соответствующего современной культуре потребностям общества и самого человека, формирования качеств его личности, характера, направленности, привычек, влияющих на поведения человека и его отношения с другими людьми.

Движущие силы процесса воспитания

1. Диалектичность воспитательного процесса:

  • - В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальные, психологические, педагогические.
  • - Диалектичность воспитания проявляется в некотором развитии динамичности изменчивости всех компонентов и процесса в целом.
  • - Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

2. Противоречивость воспитательного процесса:

  • - Внутренние – это противоречия порожденные конфликтом противоположенных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованием к самому себе и его потенциальными возможностями.
  • - Внешние – это противоречия порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.
  • - Общие – это противоречия как источник развития каждого человека и всех людей.
  • - Индивидуальные – это противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. (На решение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог – теперь могу, не умел – теперь умею и т. д.).

3. Воспитание процесс целенаправленный.

4. Воспитание процесс систематический.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.