Конспект лекции: Духовно-нравственное направление воспитания, его характеристика



Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие высших духовных ценностей.

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эта цель конкретизируются в следующих задачах:

  • 1. Воспитание целомудренной личности, понимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих возможностей для духовно-нравственного самосовершенствования.
  • 2. Воспитание бытовой и семейной культуры, ответственного и заботливого отношения к членам семьи.
  • 3. Воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам.
  • 4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в служении своему Отечеству.
  • 5. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; восстановление нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

Высшие духовные ценности:

  • - индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
  • - семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
  • - национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, родной язык, родная земля, народная культура);
  • - общечеловеческие (экологическая культура, мир на Земле и так далее).

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

  • - нравственных чувств — совести, долга, ответственности;
  • - нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
  • - нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
  • - нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности.

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:

  • - экскурсии;
  • - спектакли;
  • - игры;
  • - выпуск стенгазет;
  • - создание проектов.

При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.