Конспект лекции: Духовно-нравственное направление воспитания, его характеристика
Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие высших духовных ценностей.
Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эта цель конкретизируются в следующих задачах:
- 1. Воспитание целомудренной личности, понимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих возможностей для духовно-нравственного самосовершенствования.
- 2. Воспитание бытовой и семейной культуры, ответственного и заботливого отношения к членам семьи.
- 3. Воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам.
- 4. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в служении своему Отечеству.
- 5. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа; восстановление нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Высшие духовные ценности:
- - индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
- - семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
- - национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, родной язык, родная земля, народная культура);
- - общечеловеческие (экологическая культура, мир на Земле и так далее).
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
- - нравственных чувств — совести, долга, ответственности;
- - нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
- - нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- - нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности.
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:
- - экскурсии;
- - спектакли;
- - игры;
- - выпуск стенгазет;
- - создание проектов.
При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.