Конспект лекции: Конкурентоспособность предприятия



Конкуренция – процесс управления предприятием своим конкурентным преимуществом на конкретном рынке.

Конкурентное преимущество – эксклюзивная ценность, дающая превосходство перед конкурентами.

Конкурентоспособность – уровень удовлетворения конкретной рыночной потребности в сравнении с аналогичными предприятиями, действующими на рынке.

Стратегическая конкурентоспособность – потенциальная способность предприятия конкурировать на конкретных рынках в стратегической перспективе. Стратегическая конкурентоспособность является следствием реализации стратегических программ, разработанных на основе комплексной диагностики и прогноза состояния предприятия, отрасли и конкуренции в ней, а также институциональной среды.

В условиях обострения конкурентной ситуации необходимо отслеживать всё многообразие факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия. Ниже показаны внутренние и внешние факторы конкурентоспособности:

Внутренние факторы конкурентоспособности:

1. Показатели конкурентоспособности продукции:

  • - Динамика продаж;
  • - Доля на рынке;
  • - Цена на единицу продукции в сравнении со среднеотраслевой ценой;
  • - Объем возврата продукции и принятых претензий к объему продаж.

2. Показатели конкурентоспособности предприятия (ресурсы и бизнес-процессы):

  • - Основные бизнес-процессы (эффективность исполнения):
    • - Стратегический маркетинг;
    • - Инновационная и инвестиционная деятельность. Уровень инвестиционной привлекательности;
    • - Закупки;
    • - Производство;
    • - Оперативный маркетинг и сбыт;
    • - Управление качеством;
    • - Управление финансами;
    • - Управление персоналом.
  • - Социальная значимость:
    • - Процент занятых на предприятии к числу занятых в экономике территории;
    • - Имидж предприятия.
  • - Целевая эффективность:
    • - Индекс объема продаж по сравнению с «п-3» годом в сопоставимых ценах;
    • - Доля экспорта в общем объеме продаж;
    • - Рентабельность активов;
    • - Рентабельность акций;
    • - Уровень инвестиций в основной капитал;
    • - Доля реальных активов в имуществе.
  • - Технологическая эффективность:
    • - Рентабельность инвестированного капитала;
    • - Производительность труда по прибыли;
    • - Коэффициент оборачиваемость оборотных активов;
    • - Коэффициент использования производственных мощностей;
    • - Доля оборотных активов в имуществе.
  • - Экономическая эффективность и финансовая устойчивость:
    • - Рентабельность продаж;
    • - Уровень затрат производства к среднему по отрасли;
    • - Коэффициент текущей ликвидности;
    • - Коэффициент задолженности;
    • - Коэффициент оборачиваемости и кредиторской задолженности;
    • - Уровень платежеспособности;
    • - Коэффициент структуры долгосрочных вложений;
    • - Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах.

Внешние факторы конкурентоспособности:

1. Отраслевые и рыночные факторы:

  • - Технико-экономические, технологические и иные показатели, определяющие специфику отрасли;
  • - Состояние конкуренции в отрасли, интенсивность конкуренции;
  • - Движущие силы, вызывающие долгосрочные изменения в отрасли;
  • - Конкурентное положение предприятий;
  • - Основные факторы успеха в отрасли;
  • - Оценка привлекательности отрасли.

2. Факторы макросреды:

  • - Государственно-правовые;
  • - Микроэкономические;
  • - Технологические;
  • - Социально-демографические;
  • - Прочие.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.