Конспект лекции: Конкурентоспособность предприятия
Конкуренция – процесс управления предприятием своим конкурентным преимуществом на конкретном рынке.
Конкурентное преимущество – эксклюзивная ценность, дающая превосходство перед конкурентами.
Конкурентоспособность – уровень удовлетворения конкретной рыночной потребности в сравнении с аналогичными предприятиями, действующими на рынке.
Стратегическая конкурентоспособность – потенциальная способность предприятия конкурировать на конкретных рынках в стратегической перспективе. Стратегическая конкурентоспособность является следствием реализации стратегических программ, разработанных на основе комплексной диагностики и прогноза состояния предприятия, отрасли и конкуренции в ней, а также институциональной среды.
В условиях обострения конкурентной ситуации необходимо отслеживать всё многообразие факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия. Ниже показаны внутренние и внешние факторы конкурентоспособности:
Внутренние факторы конкурентоспособности:
1. Показатели конкурентоспособности продукции:
- - Динамика продаж;
- - Доля на рынке;
- - Цена на единицу продукции в сравнении со среднеотраслевой ценой;
- - Объем возврата продукции и принятых претензий к объему продаж.
2. Показатели конкурентоспособности предприятия (ресурсы и бизнес-процессы):
- - Основные бизнес-процессы (эффективность исполнения):
- - Стратегический маркетинг;
- - Инновационная и инвестиционная деятельность. Уровень инвестиционной привлекательности;
- - Закупки;
- - Производство;
- - Оперативный маркетинг и сбыт;
- - Управление качеством;
- - Управление финансами;
- - Управление персоналом.
- - Социальная значимость:
- - Процент занятых на предприятии к числу занятых в экономике территории;
- - Имидж предприятия.
- - Целевая эффективность:
- - Индекс объема продаж по сравнению с «п-3» годом в сопоставимых ценах;
- - Доля экспорта в общем объеме продаж;
- - Рентабельность активов;
- - Рентабельность акций;
- - Уровень инвестиций в основной капитал;
- - Доля реальных активов в имуществе.
- - Технологическая эффективность:
- - Рентабельность инвестированного капитала;
- - Производительность труда по прибыли;
- - Коэффициент оборачиваемость оборотных активов;
- - Коэффициент использования производственных мощностей;
- - Доля оборотных активов в имуществе.
- - Экономическая эффективность и финансовая устойчивость:
- - Рентабельность продаж;
- - Уровень затрат производства к среднему по отрасли;
- - Коэффициент текущей ликвидности;
- - Коэффициент задолженности;
- - Коэффициент оборачиваемости и кредиторской задолженности;
- - Уровень платежеспособности;
- - Коэффициент структуры долгосрочных вложений;
- - Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах.
Внешние факторы конкурентоспособности:
1. Отраслевые и рыночные факторы:
- - Технико-экономические, технологические и иные показатели, определяющие специфику отрасли;
- - Состояние конкуренции в отрасли, интенсивность конкуренции;
- - Движущие силы, вызывающие долгосрочные изменения в отрасли;
- - Конкурентное положение предприятий;
- - Основные факторы успеха в отрасли;
- - Оценка привлекательности отрасли.
2. Факторы макросреды:
- - Государственно-правовые;
- - Микроэкономические;
- - Технологические;
- - Социально-демографические;
- - Прочие.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.