Конспект лекции: Рынок несовершенной конкуренции. Чистая конкуренция



Модели рынка различаются уровнем конкуренции. Критерии выделения структурных форм:

  • 1) количество фирм в отрасли,
  • 2) тип производимого продукта стандартизированный или дифференциальный,
  • 3) возможность контроля над ценой,
  • 4) условия вступления в отрасль,
  • 5) наличие неценовой конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции включает в себя несколько моделей: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия (функционируют несколько продавцов), дуополия (на рынке действуют две фирмы), чистая монополия (господствует один продавец), монопсония (господствует один покупатель), двухсторонняя монополия (сталкивается монополия продавца с монополией покупателя), двухсторонняя олигополия.

Характеристика рынок чистой конкуренции:

  • - большое число фирм;
  • - продавец и покупатель обладают полной и одинаковой информацией об объекте сделки;
  • - полная мобильность всех ресурсов, свобода вступления в отрасль и выхода из нее;
  • - отсутствие неценовой дискретизации;
  • - отсутствие внешних эффектов, общественных благ и транзакционных издержек;
  • - однородность продукции;
  • - абсолютная эластичность спроса на продукцию отрасли;
  • - отсутствие налогов и государственных субсидий;
  • - полное равенство продавцов (отсутствие рыночной власти).

Цена продукта определяется соотношением спроса и предложения и выступает как заданная извне, величина, не зависящая от рыночной стратегии фирмы. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична), то есть фирма может продавать любое кол-во продукции, не воздействуя при этом на цену.

Стратегия конкурентной фирмы: выбор объема производства, обеспечивающий максимальную прибыль. Условие максимизации прибыли — равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=МС). Так как для конкурентной фирмы предельный доход равен рыночной цене, то в коротком периоде оптимум объем выпуска, обеспечивающий максимальную прибыль, достигается при Р=МС. В краткосрочном периоде совершенно конкурентные фирмы могут получать сверхприбыли или нести убытки в зависимости от величины своих средних издержек на производство продукта. Однако в долгосрочном периоде в условиях свободного входа и выхода из отрасли, когда высокая прибыль привлекает в отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и покидают отрасль, оптимальный объем выпуска устанавливается при Р=MR=AR=MC=AC. Это означает, что совершенно конкурентные фирмы в долгосрочном периоде не получают экономическую прибыль. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производительная эффективность (кривая средних издержек только касается кривой спроса, нет ни прибыли, ни убытков). В результате фирмы производят максимально возможное количество продукции, которое может быть реализовано по заданной рынком цене.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.