Конспект лекции: Школы менеджмента и современные тенденции в управлении
1. Школа научного управления (1885-1920), основатель Ф.Тейлор. Исследовалось управление производством. Были разработаны методы научной организации труда, для повышения эффективности организации на неуправленческом уровне. Четко разработаны и стандартизированы рабочие операции, инструменты. Были введены нормирование, стимулирование труда, научный подход к расстановке кадров.
2. Административная (классическая) школа (1920-1950), основатель А.Файоль. - создание универсальных принципов управления, выполнение которых приводит к успеху: разработка рациональной системы управления организацией, построение структуры организации и управление работниками. Основатель выделил основные функции управления, и разработал 14 принципов:
- - разделение труда,
- - полномочия и ответственность,
- - дисциплина,
- - единоначалие,
- - единство направлений,
- - подчиненность личных интересов общим,
- - вознаграждение персонала,
- - централизация,
- - скалярная цепь (иерархия),
- - порядок,
- - справедливость,
- - стабильность рабочего места для персонала,
- - инициатива,
- - корпоративный дух.
3. Школы: человеческих отношений (1930-1950) и Поведенческих наук (1950-1995). Идея школ в том, что при большей заботе и внимании к работникам, уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда. Э.Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата, не всегда вели к повышению производительности. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
4. Современные тенденции в управлении связаны со Школой науки управления (1950-по настоящее время), формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами, количественными значениями.
Новая система взглядов на управление предприятием включает:
- - децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов;
- - переход к полицентрической системе управления;
- - управление организациями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов;
- - самоуправление организации негосударственного сектора, как открытых, социально-ориентированных систем.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.