Конспект лекции: Природа и основные концепции организационного лидерства



Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории, прежде всего теории черт, харизматического лидерства и др.

Концепции лидерства:

1. Старейшая научная концепция: теория черт. Ее сторонники считают, что природа лидерства объяснима через раскрытие набора качеств (черт) человека. Составлялись обширные списки лидерских качеств. Назывались: аспекты интеллекта, организаторских способностей, волевых качеств, умения внушать доверие и вести за собой, привлекая всё новых сторонников, готовность брать ответственность. Теорию критиковали: было заявлено, что списки черт характерны для успешной личности в целом, а не только для лидеров.

2. Теории харизматического лидерства. Изначально термин «харизма» носил лишь религиозный характер – дар, ниспосланный свыше во имя блага христианской церкви (и в наши дни есть так называемые харизматические секты – там люди практически беснуются на собраниях). Сегодня термин широко применяется для выделения особого типа лидерства – харизматического.

Согласно данной теории, лидер – это член группы, которого ведомые наделяют харизмой, то есть выдающимися («сверхъестественными») качествами. Важнейшие проявления:

  • - Особая вера подчиненных в лидера, почитание лидера, вдохновение как факторы мотивации деятельности.
  • - Харизмой обладают лишь избранные. Это не дано «обычным» лидерам. И всё ж психологи полагают, что харизму можно создать с помощью практических методик.
  • - Харизматический лидер способен внушать людям новые ценности.
  • - Харизматические лидеры подчеркивают благородный и героический характер трудовой деятельности.
  • - Данный вид лидерства наиболее эффективен в группах со слабо структурированными задачами, при отсутствии четко установленных стратегий достижения задач.

3. Факторно-аналитическая концепция. Предлагается учитывать два блока качеств лидера:

  • - Индивидуальные черты, проявляемые в кругу семьи/друзей.
  • - Черты, проявляемые при руководстве.

Подход такого рода стремился обосновать ещё Макиавелли (он выступал за разграничение добродетели на личную и государственную). Лидер может быть мягким в кругу близких/друзей и жестким (требовательным) с подчиненными или врагами (соперниками в борьбе за власть). Мягкий человек может выработать недостающие для лидерства качества.

4. Ситуационная теория. Данная теория исходит из того, что главное – ситуация (конкретные обстоятельства, контекст). Лидер – это функция ситуации. Лидерские качества относительны, зависят от сферы активности (работа, семья, досуг, творчество). Эта теория несколько принижает самостоятельность лидера.

Четыре принципиальных аргумента в пользу ситуационной теории лидерства (факторы успеха лидера):

  • - Если человек смог проявить лидерские достоинства в одной ситуации, он сможет это сделать и при иных обстоятельствах, в другом случае/контексте.
  • - Оказавшись лидером в одной ситуации, человек приобретает определенную лидерскую славу/авторитет/популярность – это и способствует его назначению (либо избранию) на руководящую должность в дальнейшем.
  • - Из-за стереотипности восприятия тот, кто проявил себя как лидер в одной ситуации, будет восприниматься как лидер универсальный.
  • - Обычно лидером становится тот человек, который сам очень желает вести за собой людей, руководить ими (иными словами, необходимо наличие развитой лидерской мотивации).

5. Теория конституентов. Сущность теории:

  • - Лидер в первую очередь реализует надежды/интересы конституентов (последователей, сторонников), а не свои собственные.
  • - Поведение лидера можно предвидеть благодаря анализу качеств конституентов.
  • - И все же лидеры могут вести группу в своем направлении, вопреки ее истинным интересам. Иначе говоря, эта теория принижает независимость лидеров.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.