Конспект лекции: Тренерский (коучинг) и менторский стили руководства
Тренерский стиль примыкает к кооперативному. Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а используется для подготовки сотрудников к последующему использованию кооперативного стиля.
Тренерский стиль – систематическое выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения.
Предполагает:
- - согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему репетиторского подхода;
- - индивидуальный подход к сотруднику;
- - систематическое структурированное по ряду критериев наблюдение поведения работников с целью выяснения их возможностей;
- - конструктивная обратная связь;
- - регулярное обсуждение деловых и личных проблем;
- укрепление веры сотрудника в собственные силы, доверие между руководителем и сотрудниками.
Использование тренерского стиля позволяет:
- - сформировать у подчиненного способность к самоанализу;
- - выработать у него готовность к решению трудных задач;
- - определить высокие, но реальные стандарты деятельности;
- - сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию;
- - воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность.
Использование тренерского стиля требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки.
Менторский стиль.
Наставничество и менторинг - не совсем одно и то же: менторинг - более формализованный, эффективный стиль, он описывает по стадиям процесс передачи знаний от учителя к ученику. Этот стиль особенно нужен и важен для молодых работников.
Суть менторинга состоит в передаче знаний, опыта, выработке навыков, усилении мотивации у новых или молодых сотрудников.
Функции или плюсы менторинга.
- а) Изучение и освоение обширного практического опыта учителя (ментора);
- б) Способствование карьерному росту;
- в) Улучшение информированности о том, что действительно происходит в организации;
- г) Более быстрая адаптация;
- д) Использование образца, примера, учителя (ментора) для профессионального и социального развития.
- а) Наиболее эффективное развитие сотрудника непосредственно в трудовом процессе;
- б) Желательное обновление или стабилизация культуры организации за счёт усвоения ценностей и образцов поведения менторов;
- в) Улучшение коммуникаций информационных потоков (главным образом вертикальных, но отчасти и горизонтальных - в обоих направлениях);
- г) Повышение эффективности трудовой деятельности - если молодые работники усвоят образцы поведения, требования, цели и т.д., то повысится эффективность их работы и мотивация;
- д) Выявление способных, одарённых, талантливых работников и выдвижение их в резерв кадров.
- а) Влияние свежих идей со стороны обычно юных, но высоко образованных специалистов;
- б) Конкретная разгружающая помощь со стороны учеников ментору;
- в) Улучшение в перспективе базиса собственного влияния в организации - если ментор или наставник подготовил много учеников за длительный период времени, то у него есть "свои люди";
- г) Расширение информированности;
- д) Внутренняя мотивация - повышение собственной самооценки, самоуважения, повышение "Я-концепции".
1. Для протеже (ученика):
2. Для организации:
3. Для ментора (наставника):
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.