Конспект лекции: Сущность, реализация и эффективность менторского стиля
Менторский стиль руководства представляет собой модель (способ) взаимоотношений между опытным, компетентным сотрудником и начинающим (в данной области) работником (протеже).
Суть состоит в передаче знаний, навыков, опыта, повышении мотивации молодого работника.
Этот стиль непосредственно проявляется в следующих процедурах:
1. Определение целей и разработка программы мероприятий применительно к каждому ученику, т.е. это индивидуальный стиль (хотя есть и общие моменты);
2. Организационно-подготовительная работа по реализации этого стиля. Выделяются 3 подэтапа:
- а) Подбор менторов - имеет ключевое значение. Сами менторы должны обладать высокой квалификацией, мотивацией, уметь обучать;
- б) Этап знакомства ментора и протеже, формирование конструктивной направленности их отношений - совместимость характеров, методов работы, мировоззренческих позиций (чтобы от работы не отвлекало);
- в) Активное изучение соответствующих ролей и подготовка к будущей партнёрской деятельности - у протеже и у ментора должно быть единое представление и целях организации, методах работы и т.д.
3. Реализация менторского стиля в практической деятельности. Она включает следующие 3 подпункта:
- а) Осуществление тренинговой программы в ходе консультаций, тренингов, совета, внутреннего маркетинга, показа и т.д. Внутренний маркетинг - желание работать, занимать соответствующие должности. Внешний маркетинг - обеспечение спроса на рабочие места, должности со стороны окружающих (потенциальных работников);
- б) Расширение отношений ментор-протеже за рамки запланированных мероприятий;
- в) Подготовка к большей самостоятельности в работе, т.е. если в начале ментор больше говорит, показывает, делает, то чем дальше обучение, тем более самостоятельным становится обучаемый;
4. Постепенная сепарация (отделение) обучаемого от ментора по мере развития способностей первого;
5. Новое определение ролей - завершение использования программы этого стиля, прекращение ответственности со стороны ментора, установление новых неофициальных (товарищеских, партнёрских, дружеских) отношений.
Минусы и трудности в реализации менторского стиля.
- 1. если квалификация и мотивация ментора недостаточна для эффективного обучения;
- 2. Ограниченные возможности личного взаимодействия (из-за недостатка времени, пространственно-территориальной отдалённости ментора и протеже и т.д.);
- 3. Гипертрофия личных отношений, оттеснение деловых отношений на второй план; Возможное превращение отношений в личностный протекционизм (клиентеллизм);
- 4. Возможность групповщины, клиентеллины, протекционизма. Групповщиа - доминирование групповых отношений над организационными ценностями. Бывают в форме клик и клиентелл. Клиентелла - объединение между руководителем и подчинённым на основе неформальных отношений, подчинение организационных ресурсов личным целям. Клика - узкогрупповое объединение (отношение) на основе родства и личных связей.
- 5. Опасность консервации идей, обучение молодых сотрудников не тому, что требуется организации.
Условия и предпосылки эффективности менторского стиля:
- 1. Ясные цели и задачи, структурирование процесса менторинга (фазы, мероприятия, сроки и т.д. + пространственный и временной лаг);
- 2. Чёткие целевые ориентиры и достаточное информирование участников;
- 3. Тщательный подбор партнёров на основе результатов проверки их совместимости;
- 4. Проверка профессиональной, социальной компетентности и заинтересованности в развитии сотрудников со стороны ментора;
- 5. Отчётливо выделенная фаза знакомства ментора и ученика;
- 6. Регулярный контроль и оценка деятельности протеже и обеспечение его растущей независимости.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.