Конспект лекции: Ситуационная теория стилей руководства. Модель эффективного стиля руководства Фидлера



Ф.Фидлер - один из первых авторов, занимавшихся исследованием причин влияния ситуации на стиль и методы руководства.

Самый эффективный тот стиль, который соответствует ситуации.

Эффективность стиля = F(индивидуальные черты руководителя; характеристики группы; ситуации)

Нередко характеристики группы включаются в ситуацию.

Фидлер пытался установить зависимость между эффективностью стилей, ориентированных на задачу и ориентированных на людей, от трёх параметров ситуации:

  • 1. Власть руководителя, обусловленная его служебным положение (должностью). Власть облегчает задачу руководителя, но эффективность управления не повышает. Нехватка власти может негативно влиять на управление.
  • 2. Характер выполняемого задания или структурируемость (и структурированность) задачи. Структурируемость задачи - чёткое знание этапов, последовательности операций, техники и технологии операций, сроки выполнения, стандартизация работ. Если есть хорошие должностные (служебные) инструкции, то задача руководителя упрощается: он высвобождает своё время для решения творческих, нестандартных задач;
  • 3. Отношения руководитель-подчинённый - лояльность подчинённого по отношению к руководителю: пользуется ли руководитель авторитетом, уважают ли его в коллективе (деловой авторитет, личный и т.д.)

Для того, чтобы вывести какие-то закономерности, Фидлер диагностировал различные ситуации, проводил большие исследования. Выработал методики для выявления руководителей, ориентированных на людей, и руководителей, ориентированных на задачу.

Принцип выделения "наименее привлекательного сотрудника" - того, с которым руководитель не хотел бы работать. Потом руководителю предлагалось составить список тех людей, с которыми он не хотел бы работать. Потом его просили охарактеризовать этого работника. Оказалось, что у руководителей проявляется существенная разница в подобных характеристиках.

Одни характеризовали их как лентяев, врунов, непунктуальных личностей и т.д. Другие - "...он, может, и хороший человек, у него может быть масса качеств, но в работе он себя не проявил".

Руководители, ориентированные на задачу, негативно характеризовали работника как личность, а руководители, ориентирующиеся на людей, не сводили его личность к работе.

Основной вывод Фидлера: руководители, ориентированные на задачу, крайне эффективны в наиболее и наименее благоприятных ситуациях.

График: по оси X - цикл: неблагоприятная ситуация, переходная ситуация, благоприятная ситуация; по оси Y - эффективность руководителя.

Графики выглядят как синусоиды, но руководитель, ориентированный на задачу, эффективен в очень благоприятной ситуации, неэффективен в стабильной ситуации, эффективен в неблагоприятной ситуации. Для руководителя, ориентированного на людей, синусоида смещается на полцикла.

Практические выводы теории Фидлера:

  • 1. Оптимальным является подстройка руководителя и его стиля в зависимости от ситуации, т.е. в экстриме - "менять руководителя каждый раз, когда меняется ситуация";
  • 2. Необходимо пытаться научить руководителя использовать разные стили.
  • 3. Попытаться изменить группу, в том числе за счёт изменения её состава. Комментарии: не обязательно увольнять людей, можно просто перевести их в другой отдел;
  • 4. Попытаться изменить ситуацию - прежде всего власть, характер задач. Это не всегда возможно.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.