Конспект лекции: Системное управление. Понятие модели руководства. Гарцбургская модель
Системное руководство – техника руководства, при которой управление персоналом осуществляется через системное саморегулирование. Все производственные процессы управляются как саморегулирующиеся системы в области постановки целей, их реализации, контроля и обратных связей. Причем принцип системного саморегулирования относиться как ко всей организации, так и к индивидуальному выполнению задач руководителем и подчиненными.
Элементы: управление по целям и управление через делегирование.
Предпосылка – наличие развитой всеобъемлющей информационной системы, опирающейся на компьютерные технологии.
Плюсы: достоинства системы управления по целям и сильная разгрузка руководителей и быстрое принятие управленческих решений.
Минусы: высокие требования к сотрудникам и руководителям, руководители не склонны принимать эту технику, т.к. она может лишить их власти, существует большая вероятность сбоев, существует опасность дегуманизации и развития партикуляризма.
Модель руководства представляет собой системное единство стилей, техники и средств руководства. Большинство моделей – это теоретические конструкции, чаще всего не имеющие практического применения.
Гарцбургская модель ( разработана Хеном в 50-х гг.)
Призвана активизировать не используемые мотивы сотрудников и поддержать их в стремлении к самостоятельным действиям. Согласно этой модели, каждому сотруднику необходимо дать конкретные задания и предоставить свою область деятельности. Включает элементы управления посредством делегирования, рамочного управления и управления по целям.
Принципы:
- 1. Производственные решения должны приниматься на тех уровнях, на которых возникает необходимость в них и на которых они реализуются.
- 2. Производственные решения должны приниматься не отдельными руководителями, а многими сотрудниками.
- 3. Вместо отдельных поручений сотрудникам необходимо предоставлять четко очерченное поле деятельности.
- 4. Ответственность не должна концентрироваться у высшего руководства.
- 5. Распределение задач должно следовать снизу вверх (на верхний уровень передаются только те задачи, которые не могут быть решены на нижнем).
- 6. Принципы взаимоотношений руководителей и сотрудников должны быть четко определены и оформлены.
Элементы:
- - Точное, независимое от конкретных людей описание рабочих мест.
- - Инструкция по руководству.
- - Ограничение ответственности руководителя.
- - Обязанности руководителя.
- - Обязанности сотрудников.
- - Принципы распространения информации.
- - Принципы контроля.
- - Принципы групповой деятельности.
- - Правила делегирования компетенций и ответственности.
Плюсы: ясность задач и сфер деятельности каждого работника, единая система средств руководства облегчает управление персоналом, поощряется развитие трудовой мотивации.
Минусы: модель тяготеет к скрытой авторитарности, страдает формализмом и бюрократизмом, достаточно статична, допускает незначительную дифференциацию в зависимости от различных предприятий и ситуаций, а также описывает лишь организационную структуру, а поведение руководителя.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.